90 разнообразных поправок изменят работу в наступившем году

4824

В минувшем году законодатели по традиции поправили Налоговый кодекс, снова кардинально изменили порядок расчета больничных и декретных, внесли поправки по взносам и изменили многие правила бухучета. Мы подготовили удобную таблицу, которая поможет быстро разобраться во всех 90 переменах наступившего года.

+ Благоприятные последствия для всех компаний 

 

Неблагоприятные последствия для всех компаний

 

±Нейтральные последствия либо оценка последствий зависит от конкретных обстоятельств налогоплательщика

 

Наша оценка Что изменилось
Основания изменений Вступает в силу

Первая часть Налогового кодекса

+ Налоговая инспекция теперь обязана платить компаниям проценты за неправомерное приостановление операций по счетам.
Проценты начисляют на сумму денежных средств, в отношении которой действовало решение. Они положены за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до момента получения им решения об отмене такого приостановления. Проценты начисляют по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерной блокировки счета. Порядок выплаты процентов, в частности сроки для обращения и их выплаты, кодекс не устанавливает, и необходимо самостоятельно обратиться в инспекцию с заявлением об их выплате. Его можно составить в свободной форме. Полученные проценты надо будет включить в состав внереализационных доходов (ст. 251 НК РФ)

 

Пункт 9.2 статьи 76 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Налоговая инспекция больше не вправе повторно истребовать у компании документы, которые она уже ранее представляла при встречной проверке.
Правила относятся к документам, представленным после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ). Из правила есть два исключения. Во-первых, запрет на повторное истребование не действует, когда документы ранее представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии компании. Во-вторых, налоговая инспекция вправе повторно запросить ранее представленные документы, если они были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы, например пожара, наводнения и т. д.
Пункт 5 статьи 93.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
Порядок взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам зависит от суммы долг.
Если задолженность ниже или равна 1500 рублям, инспекция обращается в суд, только когда задолженность по всем требованиям превысит 1500 рублей. Если же долг так и не превысил эту сумму в течение трех лет после истечения срока по первому требованию, взыскание также возможно, но подают заявление в суд в этом случае по истечении указанных трех лет
Пункты 1–3, 5–7 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.10 № 324-ФЗ) С 3 января 2011 года
Увеличен срок взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за счет имущества физических лиц.
Недоимка взыскивается с граждан в порядке приказного производства. То есть судья единолично выписывает судебный приказ на взыскание задолженности, который передается приставам (ст. 121, 122 ГПК РФ). Если судебный приказ будет отменен, инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Тем самым срок для взыскания задолженности увеличился с шести месяцев до одного года
Пункт 3 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.10 № 324-ФЗ) С 3 января 2011 года

НДС

± При аренде имущества у казенного учреждения компания- арендатор теперь признается налоговым агентом по НДС. С этого года некоторые бюджетные учреждения по решению федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных образований получат новый статус – казенных учреж дений (п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 08.05.10 № 83-ФЗ). Компании, арендующей имущество у таких учреждений, понадобится исчислить НДС, удержать его из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет. В таком же порядке НДС, как и раньше, исчисляют при аренде имущества у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления Пункт 3 статьи 161 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.10 № 83-ФЗ) С 1 января 2011 года
± Установлен закрытый перечень услуг, связанных с международной перевозкой товаров, при оказании которых можно применять нулевую ставку НДС. Работы и услуги, непосредственно связанные с экспортом товаров, облагаются НДС по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ). Прежде их перечень был открытым. Это приводило к спорам с налоговиками, но в то же время позволяло компаниям отстаивать в суде право на нулевую ставку по разному кругу дополнительных услуг (например, по сертификации грузов и охране подвижного состава). В новой редакции статьи 164 НК РФ появились восемь новых подпунктов, представляющих собой закрытый перечень услуг и работ, связанных с экспортом. В статье 165 НК РФ перечислены документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки в каждом из этих случаев. А в новой редакции пункта 9 статьи 165 НК РФ отдельно для каждого случая установлен момент, от которого надо считать 180 дней, отведенных на представление документов. Правило применяется к услугам, оказанным после 1 января 2011 года Подпункты 2.1–2.8 пункта 1 статьи 164, пункты 3.1–3.8, пункт 9 статьи 165 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 № 309-ФЗ) С 1 января 2011 года
С 270 до 180 дней сокращен срок, отведенный для подтверждения нулевой ставки НДС по экспортной поставке. В прошлом году подтверждающие документы на товары, помещенные под таможенный режим экспорта в период с 1 июля 2008 года по 31 марта 2010 года, можно было представлять в инспекцию в течение 270 календарных дней. Теперь для всех экспортных поставок действует общий срок – 180 календарных дней (п. 9 ст. 165 НК РФ) Пункт 9 статьи 165 НК РФ (в ред. Федерального зако- на от 27.12.09 № 368-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Конкретизировано, что при оказании услуг по перевозке товаров в страны Таможенного союза компания вправе подтвердить нулевую ставку НДС контрактом, выпиской и копиями транспортных документов. Если услуги по перевозке товаров из одной страны Таможенного союза в другую оказывает российская компания, такие услуги считаются оказанными на территории России. И облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). В прежней редакции статьи 165 НК РФ не было перечня документов, которыми при оказании подобных услуг можно было подтвердить право на нулевую ставку. Из этого чиновники делали вывод, что перевозчику в такой ситуации необходимо платить НДС по ставке 18 процентов (письмо Минфина России от 10.11.10 № 03-07-08/308). Теперь необходимый перечень в кодексе появился и он применяется к услугам, оказанным с 1 января 2011 года Подпункт 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 № 309-ФЗ) С 1 января 2011 года

Налог на прибыль

+
Стоимость амортизируемого имущества повышена в два раза. Новый лимит применяется только к объектам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2011 года (ст. 256 НК РФ). На объекты стоимостью свыше 20 тыс. рублей и не дороже 40 тыс. рублей, которые компания уже ввела в эксплуатацию и использует в деятельности, поправка не распространяется. Их стоимость компания будет по-прежнему списывать в расходы через амортизацию. В пункт 12 статьи 259.2 НК РФ изменения по стоимости не вносились, поэтому при нелинейном методе амортизации лимит для ликвидации амортизационной группы остается прежним в размере 20 000 рублей Абзац 1 пункта 1 ста- тьи 256 НК РФ, абзац 1 пункта 1 статьи 257 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
Проценты по рублевым займам и кредитам теперь нормируют в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 1,8, а по валютным – исходя из ставки, умноженной на 0,8. При отсутствии сопоставимых долговых обязательств нормировать проценты по кредитам и займам надо по другим коэффициентам. Теперь норматив не зависит от даты выдачи долгового обязательства. И составляет для рублевых обязательств не более ставки ЦБ, увеличенной на 1,8, а для валютных – 80 процентов ставки рефинансирования. Данный лимит действует до 31 декабря 2012 года Пункт 1.1 статьи 269 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Увеличена с 3 млн до 10 млн рублей предельная величина доходов от реализации за предыдущие четыре квартала, при которой уплачивают только квартальные авансовые пла тежи. Компании, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн рублей за каждый квартал, смогут платить авансы по налогу только по итогам квартала. Прежде этим правом могли воспользоваться только те компании, у которых в среднем за каждый из четырех предыдущих кварталов сумма доходов от реализации не превышала 3 млн рублей (п. 3 ст. 286 НК РФ) Пункт 3 статьи 286 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
До одного дня сокращен срок перечисления налога налоговыми агентами с дивидендов и с доходов, выплачиваемых иностранным организациям. Ранее срок для оплаты налога с дивидендов составлял 10 рабочих дней, а для доходов иностранцам – три рабочих дня (п. 2 ст. 287, п. 4 ст. 287 НК РФ). Теперь налоговым агентам необходимо платить налог не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. Причем независимо от вида и получателя дохода. Этот порядок применяют ко всем выплатам, произведенным в 2011 году, даже если их выплачивают за прошедший период Абзац 1 пункта 4 статьи 287, абзац 2 пункта 2 статьи 287, абзац 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Упрощен порядок использования ставки 0 процентов по доходам в виде дивидендов. Теперь, чтобы дивиденды облагались по ставке 0 процентов, достаточно выполнить одно условие вместо двух. Компания, которая получает дивиденды, должна владеть не менее чем 50-процентной долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды. Второе условие о том, что стои мость доли должна превышать 500 млн рублей, исключено из кодекса (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Новые правила можно применить к дивидендам, которые компания будет выплачивать в 2011 году по итогам деятельности за 2010 год Подпункты 1, 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.09 № 368-ФЗ) С 1 января 2011 года
Убытки в рамках договора доверительного управления учредитель теперь не признает для целей налогообложения. До 2011 года убытки от использования переданного в доверительное управление имущества учредитель мог учитывать, если являлся по условиям контракта выгодоприобретателем (п. 1, 3, 4 ст. 276 НК РФ). С 2011 года независимо от того, будет учредитель выгодоприобретателем или нет, убытки учесть нельзя Пункты 4, 4.1 статьи 276 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
± Бюджетные учреждения будут платить налог на прибыль по-другому. С 2011 года утрачивает силу статья 321.1 НК РФ, которая определяла особенности исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями. А значит, бюджетники исчисляют налог на при- быль в общеустановленном порядке  Статья 321.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.10 № 83-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Доходы, исключаемые из прибыли, дополнили субсидиями бюджетникам, а также бюджетными ассигнованиями казенным учреждениям. С 2011 года в доходы не включают субсидии, представленные бюджетным и автономным учреждениям. А казенные учреждения не будут учитывать следующие доходы: бюджетные ассигнования; средства, полученные от оказания ими госуслуг (выполнения работ) и от исполнения государственных функций (подп. 14, 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций также не учитывают (п. 48.11 ст. 270 НК РФ)  Подпункты 14, 33.1 пункта 1 статьи 251, пункт 48.11 статьи 270 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.10 № 83-ФЗ) С 1 января 2011 года
± Компании теперь вправе полностью списывать убытки, полученные от деятельности обслуживающих производств. В 2010 году действовала норма о том, что при получении убытков от деятельности обслуживающих хозяйств надо сравнить цены, расходы и условия выполнения работ с аналогичными по специализированным компаниям (ст. 275.1 НК РФ). А при их отсутствии – с нормативами, утвержденными местной властью. Расходы сверх нормативов не учитывались. С 2011 года норма о сравнении с нормативами местной власти исключена. Как мы выяснили в Минфине, это означает, что учесть убытки можно в полном объеме Статья 275.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Отменено нормирование расходов обслуживающих хозяйств для градообразующих организаций. С 2011 года статьей 275.1 НК РФ вводится понятие градообразующей организации. Это компании, численность работников которых не менее 25 процентов работающего населения населенного пункта. Затраты градообразующих организаций признают в фактически понесенном размере без учета нормативов Статья 275.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
± Уточнен порядок признания доходов и расходов страховыми компаниями по ОСАГО. При наступлении страхового случая по ОСАГО потерпевший может обратиться в свою страховую компанию. А она вправе требовать в порядке регресса выплат от компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. Если страховая компания выплачивает по ОСАГО возмещение потерпевшему, а потом получает эту сумму в порядке регресса, то суммы в пределах страховых выплат потерпевшему в доходах не учитывают (подп. 39 п. 1 ст. 251 НК РФ). Возмещение расходов между страховщиками может проходить исходя из фиксированных средних сумм страховых выплат (ст. 26.1 Федерального закона от 25.04.02 № 40-ФЗ). В этом случае возможны разницы между суммами возмещения, перечисленными потерпевшим, и средней величиной страховых выплат. Положительные и отрицательные разницы страховые компании, возместившие убытки и получившие возмещение, учитывают в составе доходов или расходов на конец
отчетного периода
Подпункты 11.1, 11.2 пунк та 2 статьи 293, под пункты 9.1, 9.2 пункта 2 статьи 294, подпункт 39 пункта 1 статьи 251, статья 330 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.11.10 № 300-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Изменился порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, предусмотренных в абзацах четвертом и пятом пункта 1 статьи 261 НК РФ. Расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, до внесения изменений можно было учесть в расходах в течение пяти лет. Данный срок сокращен до двух лет. Новый порядок применяют только к тем расходам, которые осуществлены в 2011 году. Расходы до 2011 года списывают по-старому. А именно в течение пяти лет со следующего месяца после завершения работ (этапа работ). Также отменен особый порядок признания безрезультатных геолого-поисковых, геолого-разведочных и некоторых иных работ. Их учитывают в расходах на общих основаниях. Основание – пункт 3 статьи 261, пункт 35 статьи 270 НК РФ  Пункты 2, 3, 5 статьи 261, пункт 35 статьи 270 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года

Упрощенная система налогообложения

 + Для применения «упрощенки» компаниями, учрежденными научными или высшими учебными заведениями, сняты ограничения по доле участия других организаций. Не вправе применять «упрощенку» компании, в которых доля участия других организаций выше 25 процентов (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). С 2011 года данная норма не распространяется на учрежденные научными или высшими учебными заведениями компании, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности. При этом исключительные права на такую деятельность принадлежат учредившим их научным или учебным заведениям Подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ (в ред. Федерального закона № 310-ФЗ) С 1 января 2011 года
  Казенные учреждения не имеют права на «упрощенку». С 2011 года можно создавать новый тип учреждения – казенное учреждение (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ). Если компания арендует имущество у казенного учреждения, то она является налоговым агентом по НДС. В этом случае при перечислении арендной платы необходимо заплатить НДС и выставить счет-фактуру в единственном экземпляре. Это правило распространяется на все казенные учреждения, поскольку такие организации внесены в перечень организаций, которые не вправе применять «упрощенку» Подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.10 № 83-ФЗ) С 1 января 2011 года

ЕНВД

 ± В 2011 году базовая доходность корректируется на коэффициент-дефлятор К1, равный 1,372. По сравнению с прошлым годом значение коэффициента в этом году выросло – ранее он был равен 1,295. Начиная с налоговых периодов 2011 года базовую доходность по любому виду деятельности, подпадающему под «вмененку», нужно умножить на коэффициент 1,372. Перемножать коэффициенты текущего года и предыдущих лет не надо (письмо Минфина России от 27.11.09 № 03-11-11/216)  Приказ Минэкономразвития России от 27.10.10 № 519 С 1 января 2011 года
  Для применения ЕНВД аптеки теперь применяют ограничение по численности и доле участия других организаций.
С 2011 года условия для перевода деятельности на ЕНВД, установленные подпунктами 1 и 2 пунк та 2.2 статьи 346.26 НК РФ, распространяются на аптечные организации. Таким образом, данные компании не будут применять ЕНВД, если среднесписочная численность за предшествующий год превысит 100 человек или доля участия других организаций будет выше 25 про- центов. Критерии отнесения организаций к аптечным определены Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.10 № 61-ФЗ
Статья 5 Федерального закона от 26.11.08 № 224-ФЗ С 1 января 2011 года

НДФЛ

 + Вести учет доходов, вычетов, начисленного и удержанного НДФЛ необходимо в регистре собственной формы. Прежде компании вели учет доходов работника и полагающихся ему вычетов в карточке 1-НДФЛ, утвержденной налоговиками. Сейчас необходимо использовать свои регистры налогового учета. Форму и порядок их заполнения компания разрабатывает сама и утверждает вместе с учетной политикой на 2011 год. Обязательными реквизитами регистров являются сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид доходов и вычетов с соответствующими кодами, суммы доходов и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ и реквизиты соответствующих платежных поручений. Отметим, что привычная карточка 1-НДФЛ для целей учета не подходит, поскольку в ней нет информации о сумме перечисленного налога Пункт 1 статьи 230 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
  В справке 2-НДФЛ требуется отражать суммы перечисленного в бюджет налога.
Форму, формат и порядок представления сведений о доходах работников разрабатывает и утверждает ФНС России. Причем эта форма будет содержать сведения как о начисленном и удержанном налоге, так и о перечисленном в бюджет НДФЛ. До тех пор пока она не утверждена, выдавать справки сотрудникам можно по действующей форме
Пункт 2 статьи 230 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть работнику в течение трех месяцев с момента, когда работник подал заявление. За просрочку возврата компания будет платить проценты по ставке рефинансирования. Прежде порядок действий компании и инспекции при возврате работнику НДФЛ установлен не был. А чиновники считали, к примеру, что компания может возвращать работнику НДФЛ только за счет налога, удержанного у этого работника. При этом вернуть переплату по НДФЛ из инспекции компания может только после того, как вер- нет эту переплату сотруднику (письмо Минфина России от 11.05.10 № 03-04-06/9-94). Теперь процедура возврата закреплена в пункте 1 статьи 231 НК РФ. Так, возвращать переплату можно только по заявлению работника и только в безналичной форме. Причем как за счет налога, удержанного как у самого работника, так и у других сотрудников. Заметим, что в частных рекомендациях специалисты ФНС России допускали такой порядок возврата НДФЛ и раньше. Уложиться с возвратом необходимо в три месяца с момента подачи заявления. Если в этот срок компания не успевает, то в течение 10 рабочих дней необходимо подать налоговикам заявление на возврат переплаты, приложив к нему документы, подтверждающие факт излишнего удержания налога. Например, копию налогового регистра по НДФЛ  Пункт 1 статьи 231 НК РФ (в ред. федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
 ± По заявлению работника необходимо вернуть излишне удержанный НДФЛ, только после того, как работник представил уведомление на имущественный вычет. В прошлом году чиновники неожиданно решили, что компания не вправе возвращать работнику НДФЛ, удержанный с начала года до месяца, в котором этот работник принес уведомление на имущественный вычет (письмо Минфина России от 02.12.10 № 03-04-05/9-696). Из прежней редакции статьи 220 НК РФ это не следовало. Новая редакция прямо требует возвращать работнику только тот НДФЛ, который компания удержала после получения уведомления об имущественном вычете Пункт 4 статьи 220 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Работник, который по итогам года получил статус налогового резидента, возвращает налог через инспекцию по месту жительства. Последние разъяснения Минфина сводятся к тому, что теперь компании не обязаны возвращать НДФЛ иностранцам, даже если они получат статус налогового резидента в середине года (письмо от 22.11.10 № 03-04-06/6-273). Мы считаем, что из пункта 1.1 статьи 231 НК РФ этот вывод не следует. И если работник стал резидентом в середине года, налог необходимо вернуть. А обращаться за возвратом в инспекцию сотруднику понадобится, только если статус резидента он приобретет уже по итогам года. То есть когда у компании не будет суммы налога, за счет которой можно вернуть работнику переплату Пункт 1.1 статьи 231 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
 ± Уточнен порядок определения материальной выгоды от покупки ценных бумаг. Порядок определения рыночной стоимости ценных бумаг устанавливает Федеральная служба по финансовым рынкам по согласованию с Минфином (абз. 6 п. 4 ст. 212 НК РФ). Но весь прошлый год действие этой нормы было приостановлено, и компании признавали рыночной средневзвешенную цену, рассчитанную фондовой биржей (ст. 14 Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ). С 1 января абзац 6 пункта 4 статьи 212 НК РФ вступил в силу. Значит, для расчета материальной выгоды компаниям, как и до 2010 года, надо определять рыночную цену в Порядке, утвержденном постановлением ФКЦБ РФ от 24.12.03 № 03-52/пс. То есть в зависимости от того, сколько сделок с ценной бумагой совершено в течение торгового дня и последних 90 торговых дней, ему предшествующих  Пункт 4 статьи 212 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Убытки от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, можно переносить на будущее через специальный налоговый вычет. С прошлого года действует редакция статьи 214.1 НК РФ, которая позволяет налогоплательщикам при расчете НДФЛ переносить на будущее убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке. Но перенести можно только убытки, полученные начиная с 2010 года (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ). Получается, что впервые получить вычет при переносе убытков на будущее можно в этом году, подав декларацию по НДФЛ за 2010 год (письмо Минфина России от 06.08.10 № 03-04-05/2-430)  Пункт 16 статьи 214.1, статья 220.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ) С отчетности по НДФЛ за 2010 год
 + Доходы членов кредитного потребительского кооператива частично освобождены от НДФЛ. До 1 января плата члену кредитного потребительского кооператива за использование его денежных средств облагалась НДФЛ полностью. С этого года плата в части действующей ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной на 5 процентных пунктов, от НДФЛ освобождена (п. 27.1 ст. 217 НК РФ). С суммы превышения кооперативу необходимо удержать налог по ставке 35 процентов  Статья 214.2.1, пункт 27.1 статьи 217, пункт 2 статьи 224 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 207-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Налоговую базу по НДФЛ при операциях РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, определяют по особым правилам. Прежде глава 23 НК РФ не устанавливала порядка начисления НДФЛ на доходы, полученные налогоплательщиком от операций РЕПО. На практике такую сделку рассматривали как две не связанные друг с другом операции по купле-продаже ценных бумаг (письмо Минфина России от 08.04.10 № 03-04-06/2-64). С этого года порядок расчета НДФЛ при операциях РЕПО регулирует статья 214.3 НК РФ Статья 214.3 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ) С 1 января 2011 года

Земельный налог

 + Для компаний и индивидуальных предпринимателей отменена обязанность представлять ежеквартальные расчеты по авансам. Компании и индивидуальные предприниматели теперь не будут представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетного периода. При этом обязанность уплаты авансовых платежей и сроки их перечисления в бюджет остались прежними  Пункты 2, 3 статьи 398 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Отменен авансовый порядок уплаты налога и установлен самый ранний срок уплаты налога для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Сроки уплаты налога устанавливают муниципальные образования. Но до 2011 года в статье 397 НК РФ не прописан самый ранний срок для уплаты налога гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. С 2011 года уплачивать налог такие налогоплательщики будут одним плате- жом, а не так как ранее несколькими авансовыми платежами. А срок уплаты в местных законах может быть не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом  Пункт 4 статьи 396, пункт 1 статьи 397 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года С 1 января 2011 года
 ± Определен срок для представления документов, подтверждающих налоговую льготу физических лиц, не являющихся предпринимателями. Порядок и сроки представления документов для применения льготы регулируется нормативными актами муниципальных образований. Но в кодексе крайний срок для подтверждения льгот установлен не был. С 2011 года он веден – не позднее 1 февраля года, следующего за периодом применения льготы. По нашему мнению, нарушение срока не означает, что гражданин теряет право на льготу за прошедший период  Пункт 6 статьи 391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
 ± Повышающие коэффициенты по земельным участкам для жилищного строительства применяют организации и предприниматели. Физические лица – нет. Статьей 396 НК РФ предусмотрены повышающие коэффициенты земельного налога для участков, приобретенных для жилищного строительства. Исключение установлено лишь для индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами. Но в случае если строительство не признано индивидуальным, инспекция могла потребовать от граждан повышенной оплаты налога. Теперь данные требования можно предъявить только юридическим лицам и предпринимателям  Пункт 15 статьи 396 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
  Компания, управляющая паевым инвестиционным фондом, будет платить земельный налог за земли фонда. До 2011 года не был урегулирован вопрос уплаты земельного налога по участкам, которые переданы в паевой инвестиционный фонд. По мнению Минфина, в этом случае платить налог не нужно, так как фонд собственником земли не является (письмо от 27.10.09 № 03-05-05-02/67). С 2011 года по таким земельным участкам платить налог будут управляющие компании. Сделать это надо за счет имущества, составляющего инвестиционный фонд Абзац 2 пункта 1 статьи 388 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 № 308-ФЗ) С 1 января 2011 года

Транспортный налог

 ± Базовые ставки налога по легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, автобусам и некоторым другим транспортным средствам снижены в два раза. Регионы, как и раньше, могут уменьшать или увеличивать базовые ставки не более чем в 10 раз. Но с этого года ограничение по снижению ставок на местном уровне не касается легковых автомобилей мощностью до 150 л. с. включительно. Значит, ставки по этим автомобилям власти субъекта РФ могут уменьшать во сколько угодно раз, вплоть до нуля Пункты 1, 2 статьи 361 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 № 307-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Больше не требуется отчитываться по транспортному налогу ежеквартально. Представлять надо только годовую декларацию – до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). А вот обязанность перечислять авансовые платежи по транспортному налогу никто не отменял Пункт 3 статьи 363.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ С 1 января 2011 года

Госпошлина

 + Не требуется платить госпошлину за внесение изменений в выданный документ, если ошибки в нем возникли по вине органа, который этот документ выдал. Прежде платить госпошлину за повторную выдачу документа в связи с внесением в него изменений приходилось независимо от того, кто допустил ошибку – сама компания или учреждение, выдающее документ Пункт 2 статьи 333.18 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.09 № 374-ФЗ) С 29 декабря 2010 года
+ Не нужно платить госпошлину за регистрацию иностранцев по месту пребывания и продление срока временного пребывания. За постановку на учет по месту пребывания иностранцы прежде платили по 2 рубля за сутки пребывания, но не более 200 рублей. А за продление срока – по 2 рубля за сутки, но не более 600 рублей. С 1 января подпункты 20 и 21 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ утратили силу Статья 333.28 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ) С 1 января 2011 года
  Госпошлина за внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций составляет 1000 рублей. Введена госпошлина за внесение сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций в сумме 1000 рублей, а также госпошлина за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений в реестр в сумме 200 рублей   Пункты 4.1, 4.2 ста- тьи 333.33 НК РФ (в ред. Федерального закона от 05.07.10 № 153-ФЗ) С 4 января 2011 года
За переоформление документа, подтверждающего лицензию, и приложения к этому документу в связи с дополнением сведений об адресах осуществления лицензируемого вида деятельности, работах и услугах, оказываемых в рамках этой деятельности, понадобится заплатить госпошлину в сумме 2600 рублей. Если переоформление документа, подтверждающего лицензию, не связано с внесением дополнений о новых адресах, работах и услугах, госпошлина, как и прежде, составит 200 рублей. Кроме того, ввели госпошлину за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельно- сти в размере 200 рублей  Пункт 92 статьи 333.33 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.11.10 № 293-ФЗ) С 1 января 2011 года

Бухгалтерский учет

 ± Действуют новые формы бухгалтерской отчетности организаций, а малые компании отчетность формируют в упрощенном порядке. Число форм бухгалтерской отчетности сократилось – в балансе теперь нет приложения по форме № 5, где отражали дополнительную информацию по нематериальным активам, основным средствам и т. д. Вместо нее теперь компании составляют пояснения к отчетности в самостоятельно разработанных таблицах. Больше нет справки о ценностях на забалансовых счетах, а в отчете о прибылях и убытках – расшифровки прибылей и убытков. Однако в балансе и отчете появилась новая графа с номером пояснения. В балансе надо приводить данные за три, а не за два года, а в отчете о прибылях и убытках – результаты от переоценки активов и прочих операций. Появился также новый раздел отчета об изменениях капитала, в котором отражают корректировку показателей в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок. Новые формы вступают в силу с годовой отчетности за 2011 год. Но квартальные отчеты также нужно сдавать по новым формам. Это нам подтвердили и в Минфине, ведь промежуточная отчетность является составной частью годовой. Малые компании в отчетность включают показатели по группам статей без детализации, а в приложениях показывают только важную информацию  Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н С годовой отчетности за 2011 год
 ± Ошибки в годовой бухгалтерской отчетности исправляют по новым правилам. Порядок исправления ошибки теперь зависит от ее вида и от периода, когда она выявлена. Как и раньше, все ошибки, выявленные до окончания года, исправляют в месяце выявления. Если после окончания года, но до подписания отчетности, то исправительные записи делают в декабре. А вот ошибки, выявленные после подписания отчетности, исправляют в зависимости от существенности. Выявленные до утверждения подписанной отчетности существенные ошибки исправляют декабрем, а несущественные – в периоде выявления. После утверждения отчетности существенные ошибки исправляют записями по 84-му счету. А в отчетности за текущий период корректируют сравнительные показатели прошлых лет, в которых совершена ошибка. Несущественные ошибки на пересчет показателей не влияют и отражаются в составе прочих доходов и расходов. Заметим, что критерий существенности ошибки в бухгалтерской отчетности компании определяют самостоятельно. Его необходимо закрепить в учетной политике  ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина России от 28.06.10 № 63н С годовой отчетности за 2010 год
+
Опубликовать годовую отчетность за 2010 год можно на месяц позже. Для ряда компаний предусмотрен обязательный порядок публикации годовой отчетности. В 2011 году срок для публикации продлили на месяц до 1 июля 2011 года, а не как раньше до 1 июня. Им будут руководствоваться открытые акционерные общества, банки, иные кредитные организации, страховые компании, биржи, инвестиционные и иные фонды  Статья 16 Федерального
закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.10 № 209-ФЗ)
С 1 января 2011 года
+
Упростили правила бухучета для малых компаний. Выручку и расходы теперь можно признать по мере оплаты. Все расходы по займам и кредитам можно учесть как прочие независимо от того, привлечены они для покупки основных средств или нет. Все финансовые вложения малые компании смогут отражать по первоначальной стоимости и при изменении рыночной не переоценивать. Исключение из правил по учету процентов, переоценке финансовых вложений и пересчете данных отчетности установлено лишь для эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. При изменении учетной политики и при обнаружении существенных ошибок малым компаниям можно не корректировать данные за прошлые периоды в текущей бухгалтерской отчетности. Все малые компании могут не работать с ПБУ 16/02, ПБУ 2/2008  Приказ Минфина России от 08.11.10 № 144н С годовой отчетности за 2010 год
 ± С бухгалтерской отчетности за 2011 год вводятся правила формирования и представления информации по сегментам. Обязаны раскрывать информацию по сегментам в отчетности эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Другие компании с новым ПБУ 12/2010 работают, лишь если приняли решение об этом. Выделение сегментов предполагает расшифровку информации о деятельности компании. Например, отражение размеров выручки и расходов по видам производимой продукции, по основным покупателям, по регионам ведения деятельности. Положение определяет перечень раскрываемой информации по отчетным сегментам. Это такие сегменты, по которым выручка, финансовый результат или активы составляют не менее 10 процентов соответствующих показателей по компании, или информация по ним интерес- на пользователям отчетности  ПБУ12/2010, утв. приказом Минфина России от 08.11.10 № 143н С отчетности
за 2011 год

Страховые взносы

  Повышены тарифы страховых взносов. Для большинства компаний как на общей системе, так и на «упрощенке» и «вмененке» общий тариф взносов составит 34 процента. Из них в ПФР – 26 процентов, в ФСС РФ – 2,9 процента, в ФФОМС – 3,1 процента, в ТФОМС – 2,0 процента. Пониженные тарифы взносов действуют только для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. В частности, для производственных компаний на «упрощенке» с 2011 года планируют установить ставку в 26 процентов. На момент подписания номера в печать поправки были одобрены Советом Федерации. Право на ставку в 26 процентов получат компании, которые заняты в производстве мебели, оборудования, одежды и других товаров, строительстве и т. д. Использовать пониженную ставку можно при условии, что сумма доходов от данных видов деятельности превышает 70 про- центов. Кроме того, уже установлены пониженные ставки для сельхозпроизводителей, организаций инвалидов и т. д. Часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.10.10 № 272-ФЗ) С 1 января 2011 года
+
Продлен срок представления отчетности по взносам в части ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Срок сдачи расчета РСВ-1 продлен, и его надо пред- ставить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с расчетом теперь надо представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Одновременно представлять эти данные специалисты ПФР на местах требовали и прежде, но в законе такой обязанности не было. Заметим, что эти правила распространяются и на отчетность за 2010 год. Страхователи вправе пред- ставить ее в срок не позднее 15 февраля  Пункт 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
+
Уточнен срок представления отчетности по взносам в части платежей в соцстрах. Срок сдачи расчета 4 ФСС РФ за отчетный период – не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Прежде его требовалось представлять до 15-го числа. Эта формулировка вызывала споры, какой день нужно считать крайним сроком сдачи. На местах специалисты соцстраха разрешали представлять отчетность до 15-го числа включительно. А вот в Минздравсоцразвития России считали, что отчетность надо было сдать не позднее 14-го числа (письмо от 01.03.10 № 422-19). Теперь подобные споры прекратятся  Пункт 2 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
  Увеличена база для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года не должна превышать 463 000 рублей  Часть 5 статьи 8 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.10.10 № 272-ФЗ), пункт 1 постановления Правительства РФ от 27.11.10 № 933 С 1 января 2011 года
  Уточнено, что страховые взносы начисляют на выплаты в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг. Прежняя формулировка требовала платить страховые взносы только с выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ и оказание услуг. В связи с этим, если выплата трудовым или гражданско-правовым договором была не предусмотрена, то это давало компании основания не платить с нее взносы. Хотя специалисты Минздравсоцразвития России требовали платить их и прежде (письмо от 17.05.10 № 1212-19). Теперь споров возникать не будет, но и вывести из-под взносов какие-либо выплаты станет сложнее  Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
Расширен перечень выплат, которые облагаются страховыми взносами. Страховые взносы необходимо платить со всех компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе если выплата не связана с увольнением. Прежде эти выплаты прямо в числе облагаемых сумм не назывались. В связи с этим было мнение, в том числе и у специалистов Минздравсоцразвития России, что страховые взносы с них платить не требуется (письмо от 19.05.10 № 1239-19). Однако в более поздних частных разъяснениях специалисты Минздравсоцразвития придерживались позиции, что данные компенсации облагаются взносами  Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
+
Дополнен перечень не облагаемых взносами выплат. От взносов освобождены доходы членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла, и некоторые другие выплаты Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Установлено, что ошибку в платежке можно уточнить, если взносы попали в фонд. Для этого в свое отделение фонда (ПФР или ФСС РФ) подают заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов. К заявлению прикладывают копии платежек. Форма заявления об уточнении платежа не установлена и его можно подать в произвольном виде. Уточнить данные платежки можно было и прежде, но в некоторых отделениях фондов в уточнении платежа и пересчете пеней отказывали, так как такая возможность не была прямо прописана в законе  Части 8–12 статьи 18 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (введены Федеральным законом от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Уточнено, что зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей специалисты ПФР и ФСС РФ должны делать самостоятельно. Прежде, чтобы зачесть имеющуюся переплату в счет будущих платежей по взносам следующего отчетного периода, обязательно требовалось письменное заявление компании. Самостоятельно специалисты фонда зачет проводить отказывались и начисляли пени. Теперь подобная ситуация исключена  Части 6 и 7 статьи 26 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Установлена обязанность для страхователей со среднесписочной численностью сотрудников за прошлый год свыше 50 человек сдавать отчетность по страховым взносам в электронном виде. Если среднесписочная численность за прошлый год составляет 50 человек и менее, отчетность по страховым взносам можно представлять в электронном виде. Среднесписочную численность работников определяют по состоянию на 31 декабря. При представлении расчетов в электронной форме фонды обязаны направить подтверждения приема расчетов также через интернет  Часть 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.10 № 227-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Появилась возможность подать жалобу на действия или бездействие специалистов фонда в вышестоящее отделение ПФР или ФСС РФ через интернет. Жалобу можно подать в том же порядке, как и электронную отчетность в фонд, а также через единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы, которые компания хочет приложить к жалобе, можно также представить в электронном виде. В подтверждение приема жалобы фонд выдаст квитанцию, как при сдаче отчетности. До принятия решения по жалобе ее также можно отозвать как на основании письменного заявления, так и заявления в электронном виде. Ответ на электронную жалобу компания получит тоже через интернет   Части 1 и 4 статьи 55, часть 5 статьи 56 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.10
№ 227-ФЗ)
С 1 января 2011 года
 + Ограничены случаи, когда специалисты ПФР и ФСС РФ вправе вызывать представителя компании для дачи пояснений в связи с уплатой страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты взносов. Вызывать для дачи пояснений специалисты фонда вправе, только если представленные компанией сведения являются неполными или носят противоречивый характер. Таким образом, в остальных случаях вызывать представителя компании для дачи пояснений специалисты фонда не вправе  Часть 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.10 № 227-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Уточнено, что плательщик страховых взносов может действовать через своего законного или уполномоченного представителя. Прежде закон не предусматривал возможности действовать через представителя, хотя на практике фонды принимали документы от сотрудников компании с доверенностью. Теперь в законе четко сказано, что полномочия представителей должны быть подтверждены документально. Законным представителем компании является ее руководитель, уполномоченному представителю нужна доверенность  Статья 5.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (введена Федеральным законом от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Уточнен порядок уплаты страховых взносов и представления расчетов по ним, если предприниматель в середине года прекратил свою деятельность. Порядок прежде четко прописан не был. Теперь размер страховых взносов за год надо определять из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором предприниматель прекратил свою деятельность и снялся с учета в инспекции. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяют пропорционально количеству календарных дней месяца по день государственной регистрации прекращения предпринимателем деятельности. Представить в ПФР расчет по взносам надо в течение 12 рабочих дней с даты госрегистрации прекращения деятельности предпринимателя Часть 4.1 статьи 14, части 6 и 8 статьи 16  Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Теперь при превышении расходов на выплату пособий над суммой страховых взносов разницу можно зачесть в счет платежей по взносам в течение года. Страхователь вправе в пределах расчетного периода, то есть года, зачесть сумму превышения рас- ходов на выплату пособий в счет платежей по страховым взносам. Такая возможность была и прежде (письмо ФСС РФ от 21.06.10 № 02-03-13/08-4917). Но из-за того, что она не была прямо прописана в законе, возникали споры Часть 2.1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (введена Федеральным законом от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Появилась возможность представить документы, подтверждающие правильность расчета и полноту уплаты взносов в фонд в электронном виде. Компания вправе передать документы через интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Прежде такой возможности закон не предоставлял. В ПФР документы потребуется сдавать через спецоператора, а в ФСС скорее всего – через портал фонда. Однако пока четкий порядок передачи документов не установлен. Его утвердит каждый из фондов  Часть 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.10 № 227-ФЗ) С 1 января 2011 года
  Уточнен порядок взыскания штрафов с банков. Штрафы за несообщение сведений о счете плательщика страховых взносов, нарушение срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов или неисполнение поручения ПФР или ФСС РФ о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов взыскивают в порядке, аналогичном тому, что установлен за нарушение законодательства о страховых взносах  Статья 51.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (введена Федеральным законом от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года

Персонифицированный учет

+
Продлен срок представления в ПФР индивидуальных сведений. Индивидуальные сведения о каждом работающем застрахованном лице надо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная с 2011 года таковым считаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Заметим, что индивидуальные сведения теперь потребуется сдавать вместе с расчетом по страховым взносам (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ) Пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 339-ФЗ) С 1 января 2011 года

Установлена обязанность для страхователей со среднесписочной численностью сотрудников за прошлый год 50 человек и более сдавать индивидуальные сведения в электронном виде. В таком же порядке вправе представлять сведения и страхователи, у которых число работающих застрахованных лиц не превышает 50 человек Пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.10 № 227-ФЗ) С 1 января 2011 года
+
Установлен срок подачи индивидуальных сведений для предпринимателей и других физических лиц, которые самостоятельно платят за себя взносы. Прежде четкого срока для представления таких сведений в законе не было. Теперь в законе сказано, что сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве, сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, нужно представить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом  Пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ) С 1 января 2011 года
+
Появилась возможность подать в электронном виде документы для регистрации в фондах предпринимателей и иных физических лиц, которые сами платят взносы. Подать заявление на регистрацию можно через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через спецоператора, если предприниматель сдает отчетность в электронном виде  Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.10 № 227-ФЗ) С 1 января 2011 года

Страховые взносы на травматизм

+ Уточнен перечень выплат, на которые начисляют страховые взносы. Взносы на травматизм начисляют на выплаты в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров. Перечень таких выплат сейчас максимально приближен к тому, что установлен для начисления обычных страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха. Теперь взносы в бесспорном порядке надо начислять и на такие выплаты в рамках трудовых отношений, как материальная помощь свыше 4 тыс. рублей. Также по-прежнему необходимо начислять взносы с выплат в пользу временно пребывающих иностранцев, они в перечень освобожденных от взносов выплат пока не включены  Статьи 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ (введены Федеральным законом от 08.12.10 № 348-ФЗ) С 1 января 2011 года

Больничные и декретные пособия


Компания оплачивает за свой счет первые три дня временной нетрудоспособности, а не два дня. За остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, пособие оплачивается за счет ФСС РФ  Пункт 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
Изменен перечень выплат, которые включают в средний заработок для пособий. В средний заработок включают выплаты, на которые были начислены страховые взносы. За период до 1 января 2010 года, а для сотрудников, работающих у страхователей на спецрежимах, за период до 1 января 2011 года в средний заработок включают все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ. И не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную в 2010 году, а именно 415 000 рублей. Сведения о таких выплатах приводят и в справке о заработке застрахованного  Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ), статья 2 Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ С 1 января 2011 года
Среднедневной заработок теперь определяют делением начисленного заработка на 730. Прежде начисленный заработок делили на число календарных дней, приходящихся на период, за который этот заработок учитывался. Например, само пособие и период болезни и из числителя, и из знаменателя исключали. Теперь же, несмотря на то, что пособия в заработок не войдут, знаменатель на время болезни уменьшить не получится и среднедневной заработок будет снижен  Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
При увольнении сотрудника ему надо выдать справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или обращения за справкой. В справке отражают суммы за текущий календарный год, на которые были начислены страховые взносы. Когда справка выдается не при увольнении, а по заявлению застрахованного лица, выдать ее надо не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления. Форма справки и порядок ее заполнения и выдачи утвердит Минздравсоцразвития России  Пункт 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
Уточнено, что пособие по временной нетрудоспособности за период простоя не положено. За период с начала нетрудоспособности и до начала простоя пособие назначают по общим правилам. Пособие за период простоя выплачивают в том же размере, в каком сохраняется за это время зарплата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получил бы по общим правилам. На таком порядке назначения пособия специалисты ФСС РФ настаивали и прежде (письмо от 22.03.10 № 02-03-13/08-2497). Однако закон его не предусматривал, поэтому судьи считали, что пособие положено за все дни болезни независимо от даты начала и окончания простоя (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.10 № 17762/09) Часть 7 статьи 7 и часть 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
+ Изменен порядок назначения пособия, если сотрудник на момент наступления страхового случая занят у нескольких работодателей. Если в двух предыдущих календарных годах сотрудник был занят у тех же самых работодателей, пособие ему назначают и выплачивают по всем местам работы. Если он на момент страхового случая занят у одних страхователей, а в течение двух предыдущих календарных годов трудился у других, то пособие назначают и выплачивают по одному из последних мест работы по выбору. Когда сотрудник занят у нескольких работодателей и в предыдущих двух календарных годах работал как у них, так и у других, за назначением пособия он по своему выбору имеет право обратиться либо по всем местам работы, либо по одному из последних мест работы  Части 2, 2.1 и 2.2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
Для назначения пособия теперь необходима справка (справки) о сумме заработка, из которого будет исчислено пособие, с предыдущих мест работы. Вместо подлинника справки может быть представлена ее копия. При назначении и выплате пособия по одному из последних мест работы также нужна справка (справки) с мест работы у других страхователей о том, они пособие не назначали и не выплачивали. Форма такой справки не установлена, по этому ее можно составить в произвольной форме. При отсутствии на день обращения за пособием такой справки пособие назначают из имеющихся у компании сведений. После представления справки о заработке надо будет сделать перерасчет пособия, но не более чем за три года, предшествующих дню ее представления  Части 5, 5.1, 7.1 статьи 13 и часть 2.1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года

Установлено, что при отсутствии справки с прежнего места работы компания, которая назначает и выплачивает пособие, будет делать запрос в ПФР о размере зарплаты сотрудника у прежнего работодателя. Форму заявления застрахованного лица, а также форму и порядок направления запроса, форму, порядок и сроки представления запрашиваемых у ПФР сведений должно установить Минздравсоцразвития России  Часть 7.2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года

Изменен порядок расчета среднего заработка для пособия по временной нетрудоспособности, отпуску по беременности и родам, по уходу за ребенком. Пособия рассчитывают исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Средний заработок за время работы у другого страхователя не учитывают, если пособие назначается и выплачивается по всем местам работы. Если в двух календарных годах, предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из этих годов сотрудница была в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, эти календарные годы (год) по заявлению застрахованного работника можно заменить предшествующими календарными годами (годом). Но только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года

Изменен порядок назначения пособия при отсутствии заработка. Если у застрахованного лица не было заработка за два календарных года или средний заработок, рассчитанный за эти периоды в расчете за полный календарный месяц ниже федерального МРОТ на день наступления страхового случая, то средний заработок принимают равным МРОТ на день наступления страхового случая. Во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком Часть 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года

Уточнен порядок расчета пособия, если сотруднику установлены неполный рабочий день или сокращенная продолжительность рабочего времени. Средний заработок, из которого исчисляют пособия, определяют пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. Как нам сообщили в ФСС РФ, эти правила касаются только МРОТ. Если сотруднику назначают пособие из «минималки» и он трудится неполный рабочий день, то МРОТ надо брать пропорционально продолжительности рабочего времени  Часть 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года

Установлено, что средний заработок, из которого исчисляют пособия, учитывают за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий осуществляют несколько страхователей, средний заработок, из которого исчисляют пособия, учитывают за каждый календарный год в сумме, не превышающей данную предельную величину у каждого из этих страхователей  Часть 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
Введена ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. Если компания или предприниматель приведут недостоверные сведения в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий и это приведет к выплате излишних сумм пособий, потребуется возместить страховщику причиненный ущерб Статья 15.1 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
+
Уточнено, что новый порядок назначения и выплат пособий применяется к страховым случаям, наступившим в 2011 году. По страховым случаям, наступившим в прошлом году, пособия назначают и выплачивают по прежним правилам. По переходящим на этот год страховым случаям пособие за период, относящийся к этому году, назначают и выплачивают по новым правилам, только если его размер превышает пособие, рассчитанное по прежним правилам. Заметим, что моментом наступления страхового случая считается, например, день наступления временной нетрудоспособности. Так, если сотрудник заболел и открыл больничный 29 декабря 2010 года, а закрыл листок нетрудоспособности уже в 2011 году, то пособие за дни 2011 года ему необходимо назначить по прежним правилам при условии, что оно будет больше нового размера пособия Статья 3 Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ С 1 января 2011 года

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Максимальная сумма пособия по уходу за ребенком составляет 13 825,80 рубля. Как и раньше, детское пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка. При этом величина среднедневного заработка не может превышать 1136,99 руб. (415 000 руб. + 415 000 руб. : 730). То есть максимальная сумма пособия в месяц составит 13 825,80 руб. (1136,99 руб. × 30,4 × 40%) Статьи 11.2, 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ) С 1 января 2011 года
 + Увеличен минимальный размер детского пособия до 2194,34 рубля для первого ребенка, 4388,67 рубля – для второго и последующих детей. Правила об индексации детских пособий сохранились. С 1 января этого года базовые размеры детских пособий помимо ранее применявшихся коэффициентов (1,085; 1,0185; 1,13; 1,1) умножают еще и на коэффициент 1,065. В итоге минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с этого года составляет 2194,34 руб. (1500 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,1 × 1,065). За вторым и последующими детьми – 4388,67 руб. (3000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,1 × 1,065)  Часть 2 статьи 10 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ, статья 4.2 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ С 1 января 2011 года

Другие пособия в связи с материнством

+ Увеличено единовременное пособие при рождении ребенка до 11 703,13 рубля, а пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности – до 438,87 рубля. Правила об индексации пособий сохранились (ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ). С 1 января этого года базовые размеры пособий (8000 и 300 руб.) необходимо умножить на все коэффициенты (1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,1 × 1,065) Часть 2 статьи 10 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ, статья 4.2 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ С 1 января 2011 года
Повышен размер материнского капитала. Размер материнского капитала теперь составляет 365 698,4 рубля Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ С 1 января 2011 года

Быстро составить аналитическую записку для своего директора про самые важные изменения – 2011
поможет электронный сервис «Налоговый вестник для вашего Генерального». Ссылка на него размещена на главной странице сайта в правой колонке.

 

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль