Манипуляции с машинами, которые ускорят списание расходов

273
Подготовлено в сотрудничестве с журналом «Практическое налоговое планирование»
С этого года амортизация начисляется без пониженного коэффициента 0,5 по автомобилям дешевле 600 тыс. рублей и по микроавтобусам стоимостью меньше 800 тыс. рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). В эту ценовую нишу попадают только отечественные легковые автомобили и низший класс иномарок. Приобретая автомобиль даже среднего класса, компаниям приходится применять понижающий коэффициент. Однако есть способы его обойти.

Это актуально и для компаний, уже имеющих на балансе автомобили, остаточная стоимость которых на 1 января была меньше 600 тыс. (800 тыс. – для микроавтобусов). Минфин запретил по ним с 1 января 2008 года изменять порядок начисления амортизации (письмо от 18.01.08 № 03-03-06/1/11).

Установить допоборудование на автомобиль лучше после принятия его на учет

Компания приобрела легковой автомобиль среднего класса стоимостью чуть меньше 600 тыс. рублей. Для нормальной эксплуатации и безопасности оснащает его дополнительными аксессуарами, например защитой картера, сигнализацией, антикоррозийным покрытием. По мнению чиновников, установка такого дополнительного оборудования – это расходы на доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования. Поэтому до принятия автомобиля на баланс увеличивает его первоначальную стоимость (письмо ФНС России от 09.10.06 № 02-6-09/151; см. также «УНП», № 40, 2007, стр. 10 «Налог на прибыль организаций. На наши с вами вопросы отвечает Константин Новоселов»).

НА ЦИФРАХ. Компания приобрела автомобиль стоимостью 580 000 руб. без НДС. Стоимость дооборудования (сигнализации и т. п.) – 40 000 руб. Поэтому первоначальная стоимость автомобиля, по которому он будет принят к налоговому учету, составит 620 000 руб. (580 000 + 40 000). Следовательно, компания будет обязана применить по нему понижающий коэффициент.

Чтобы пониженного коэффициента избежать, нужно оба действия развести по времени. То есть сначала принять на учет автомобиль, а потом уже устанавливать дополнительное оборудование.

Есть ли угроза, что налоговики посчитают это модернизацией и потребуют под этим предлогом увеличить первоначальную стоимость? В принципе придраться могут, конечно, к чему угодно, но мы считаем, что расходы на дополнительное оснащение можно учесть единовременно (если, конечно, оно не дороже 20 000 рублей). С таким подходом согласны и суды. Они отмечают, что установка дополнительного оборудования не изменяет нормативных показателей работы автомобиля. Поэтому не подпадает под признаки модернизации, которые определены в пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 19.12.07 № Ф09-10406/07-С3, Восточно-Сибирского округа от 21.06.07 № А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07).

Кроме того, такое оборудование является специальными съемными приспособлениями, которые в любой момент могут быть сняты. Поэтому должны учитываться как отдельные самостоятельные объекты основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.07.07 № Ф09-1460/07-С3).

Как обойти коэффициент по уже эксплуатируемым автомобилям

Решение такое – остаточную стоимость автомобиля превратить в первоначальную. Для этого продать автомобиль дружественной организации. А та его потом вернет обратно. В договоре купли-продажи нужно предусмотреть условие, по которому покупатель в течение, допустим, двух недель может вернуть имущество без объяснения причин. Такой возврат будет обратной реализацией, а значит, компания поставит машину снова на учет. Но уже по новой первоначальной стоимости, которая ниже 600 тыс. рублей. При этом в приказе руководителя о постановке возвращенного транспорта на баланс нужно обязательно сделать оговорку, что автомобиль компания будет использовать в своей хозяйственной деятельности.

НА ЦИФРАХ. Автомобиль числится в учете по остаточной стоимости 590 000 руб. На учет поставлен 1 июня 2007 года, к нему применяется понижающий коэффициент 0,5. 1 июля 2008 года компания продает его дружественной организации по остаточной стоимости за 696 200 руб., в том числе НДС – 106 200 руб. А 10 июля 2008 года покупатель возвращает его обратно. Первоначальная стоимость в налоговом учете теперь составит 590 000 руб.

Единственное, некоторые инспекторы в такой ситуации требуют включить в первоначальную стоимость автомобиля затраты на его регистрацию в ГИБДД. Но суды такие требования признают не соответствующими Налоговому кодексу (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.01.08 № Ф09-57/08-С3).

Оценка безопасности

Григорий Лалаев, советник отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– Дополнительное оборудование можно установить на автомобиль и после его принятия на учет. Если оно не влияет на технико-экономические характеристики автомобиля, расходы по его приобретению в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса не будут увеличивать первоначальную стоимость. Также налоговое законодательство не содержит ограничений в отношении амортизации автомобилей, которые были реализованы, а затем выкуплены или возвращены продавцу. В этом случае автомобиль принимается к учету по новой первоначальной стоимости.

Моя оценка безопасности обоих способов – 4 балла из 5.

Сергей Семенов, старший партнер ООО “Морган финанс”:

– На мой взгляд, в первом способе нет ничего опасного. Первоначальная стоимость автомобиля определена строго в соответствии с законом.

У второго способа риск минимальный. Если сделка будет носить единичный характер, доказать получение необоснованной выгоды инспекторам будет весьма и весьма непросто.

Моя оценка безопасности первого способа – 5 баллов из 5, второго – 4 балла из 5.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Вы прячете убыток в этом году?

  • У нас прибыль 48.15%
  • Да 25.93%
  • Нет 25.93%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль