Налогообложение распространения каталогов

312
Многие торговые организации для привлечения внимания потенциальных покупателей рассылают каталоги, прайсы, буклеты с информацией о своих товарах. Рассылку можно организовать собственными силами. А можно заключить договор оказания соответствующих услуг с третьими лицами, например с Управлением федеральной почтовой связи. При этом следует иметь в виду, что расходы, связанные с такой рассылкой, не всегда уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Многие торговые организации для привлечения внимания потенциальных покупателей рассылают каталоги, прайсы, буклеты с информацией о своих товарах. Рассылку можно организовать собственными силами. А можно заключить договор оказания соответствующих услуг с третьими лицами, например с Управлением федеральной почтовой связи. При этом следует иметь в виду, что расходы, связанные с такой рассылкой, не всегда уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Когда это реклама

При решении вопроса о порядке учета расходов, связанных с рассылкой информационных материалов, необходимо определить, являются ли такие расходы рекламными. Понятие «реклама» установлено в Законе «О рекламе».

Цитируем документ

«Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;»
Статья 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»

Как видим, для признания рекламой информации о товарах она должна распространяться среди неопределенного круга лиц.

Пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу для целей исчисления налога на прибыль относятся:
– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные расходы учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме при наличии подтверждающих документов (письмо Минфина России от 18.01.06 № 03-03-02/13).

Таким образом, если организация-продавец осуществляет рассылку каталогов товаров покупателям, перечень которых заранее не определен, то расходы на изготовление каталогов признаются для целей исчисления налога на прибыль расходами на рекламу и учитываются без ограничений.

Рассылка может быть безадресной. Например, раскладка буклетов сотрудниками почты по почтовым ящикам юридических и физических лиц – потенциальных клиентов, а также раздача материалов непосредственно в почтовом отделении. Разъяснения по учету расходов по отправке каталогов путем безадресной почтовой доставки даны Минфином России в письме от 24.04.06 № 03-03-04/1/390.

В таком случае расходы организации на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП «Почта России») следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом должны выполняться общие требования пункта 1 статьи 252 кодекса: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К рекламе не относятся

Зачастую на практике рассылка каталогов товаров производится по уже сформировавшейся у торговой организации базе данных потенциальных покупателей. Считается, что именно адресное распространение рекламы является наиболее эффективным. Ведь в данном случае задействуется целевая аудитория, которая потенциально заинтересована в приобретении рекламируемых товаров. Следовательно, вероятность покупки товаров данными лицами наиболее высока. Однако, несмотря на такую привлекательность, адресная рассылка каталогов сопряжена с определенными налоговыми проблемами.

Учесть расходы на изготовление каталогов товаров на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса организации-продавцы не смогут. Минфин считает, что в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (юридических и физических лиц) такие расходы не относятся к рекламным, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц (письмо № 03-03-04/1/390). А рассылка каталогов по конкретным адресам превращается в безвозмездную передачу. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не могут быть учтены в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Вместе с тем, по нашему мнению, организации-продавцы имеют право учесть затраты на изготовление каталогов товаров с целью рассылки их потенциальным покупателям в составе расходов для целей налогообложения на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Названная норма кодекса предусматривает возможность отнесения к расходам для целей исчисления налога на прибыль других расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Для этого расходы на изготовление каталогов товаров должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С учетом мнения Минфина России, изложенного в письме № 03-03-04/1/390, можно с большой вероятностью прогнозировать, что организациям-продавцам придется в судебном порядке отстаивать возможность отнесения к расходам затрат на изготовление каталогов товаров с целью рассылки их потенциальным покупателям. Исход такого дела предсказать трудно, поскольку к настоящему времени арбитражная практика по данному вопросу по Северо-Западному округу еще не сформировалась.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Какой статус вы ставите в платежках по взносам?

  • Код 08 39.02%
  • Код 01 43.9%
  • Код 14 17.07%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль