Бухгалтерия в окопах ... или как управлять конфликтами

333

Натянутые отношения между сослуживцами - вещь хоть и неприятная, но порой неизбежная. Особенно в дамском коллективе бухгалтерии, где предотчетная атмосфера так и норовит разразиться громом и молниями. Как угадать приближение грозы? Как не утонуть в потоках эмоций и утихомирить конфликтующих коллег? Об этом корреспондент «УНП» расспросил бухгалтеров и профессиональных психологов.

Предупрежден - значит вооружен

Зная причину конфликта, проще им управлять, уверен психолог тренинговой компании «Мобиле» из Санкт-Петербурга Андрей Серов. Ведь в большинстве случаев это знание помогает разрядить атмосферу еще задолго до того, как проблема перерастет в открытую конфронтацию. Истоки именно бухгалтерских неурядиц нам обрисовали опрошенные главбухи.

Например, Ольга Манько, главный бухгалтер обувной фабрики из Воронежской области, видит основную причину разногласий в большом объеме рутинной работы, которую приходится выполнять каждому сотруднику. «Конечно, людей утомляет однообразие и огромное количество документов, которые надо просматривать ежедневно», - отмечает Ольга Ивановна. «Причем люди могут не выражать недовольства, пряча личные переживания за внешним спокойствием. Но рано или поздно эмоции потребуют выхода», - комментирует психолог Андрей Серов. По мнению Ольги Манько, залог спокойствия в этом случае - удачно подобранная команда специалистов, готовых подменить друг друга на разных участках работы. Небольшая ротация сотрудников внутри бухгалтерии позволит слегка освежить рабочую атмосферу. «Естественно, при этом руководителю надо следить, чтобы смена вида деятельности была не в ущерб качеству, - дополняет коллегу Светлана Лиховцева, главный бухгалтер из Пензы. - И конечно, я бы не советовала «тасовать» работников во время отчетного периода».

Другую предпосылку для развития конфликтов нам назвала Нина Ермак, главбух нижневартовского филиала «Национальной буровой компании»: «Часто разногласия возникают из-за того, что работники не совсем четко представляют свои обязанности и уровень ответственности». «Причем ситуацию могут осложнять еще и нереализованные амбиции людей, стремление к неформальному лидерству», - добавляет Андрей Серов. Чтобы в корне пресечь интриги, Нина Ермак советует при найме на работу четко разграничивать права и обязанности новобранцев.

Наконец, третья причина стычек в стенах бухгалтерии - недостаточный уровень профессионализма сотрудников, уверена Ольга Швыдлина, главбух брянского ООО «Интранс». Ведь за ошибки одного работника часто приходится расплачиваться всему коллективу, что, естественно, не способствует его сплочению. «Но здесь уже все зависит от профессионализма руководителя. Ведь это он подбирает свою команду, и он же в конечном счете должен отвечать за ее ошибки», - считает Ольга Николаевна.

Три шага к перемирию

К сожалению, профессионализм сотрудников не всегда гарантирует покой в коллективе, посетовала Лариса Бондарь, главбух краснодарского ООО «Агрокомплекс Челбасский». По ее мнению, чтобы выйти из уже разразившейся ссоры, руководителю учетного отдела нужно быть чуточку психологом. «К каждому работнику надо подходить со своей меркой. Например, с одним сотрудником достаточно просто поговорить по душам, а другой успокоится, только покинув компанию», - поясняет свою позицию Лариса Анатольевна.

Но прежде чем решиться на крайний шаг - увольнение, проверьте, все ли возможности мирного разрешения конфликта исчерпаны, рекомендует Андрей Серов.

Практический совет, как руководителю вывести коллектив из кризисной ситуации, дали психологи московской тренинговой компании «Пятый элемент». «Первое правило, о котором нужно помнить, - конфликт не решается в момент столкновения», - считает ведущий консультант компании Елена Долина. «Пока бурлят эмоции, участники вряд ли смогут договориться и объективно оценить ситуацию. Поэтому нужно выждать время и собрать коллектив, когда страсти поутихнут. Следующий шаг к разрешению конфликта - определить, в чем именно проблема. У каждого участника свое видение кризисной ситуации. Самое главное - прийти к общему пониманию проблемы, дать определение, с которым все будут согласны. Как только участники конфликта пришли к общему мнению, можно говорить о результате, который должен получиться в итоге. У всех участников должно появиться четкое представление о том, чего они хотят достичь, так называемый образ желаемого результата. Лучше всего, если конечная цель будет сформулирована максимально конкретно и детально (к какому времени, что и сколько). После чего уже можно раскладывать проблему на задачи и назначать ответственных за их реализацию».

Пусть всегда будет солнце

Ну а когда конфликт позади - самое время оглянуться назад и сделать оргвыводы. Ведь даже конфликтная ситуация в конечном счете может пойти на пользу коллективу, считает психолог Андрей Серов. «Например, если в ходе конфликта нашелся человек, который придумал разумный компромисс, для руководителя это сигнал, чтобы присмотреться к такому сотруднику внимательнее. Вполне возможно в дальнейшем использовать способности этого сотрудника при переговорах или даже рассматривать его кандидатуру на роль управленца».

Что же касается поведения руководителя, то психологи советуют поискать причины конфликтов не только в сотрудниках или сложившихся обстоятельствах, но и в методах управления подчиненными. «С большой уверенностью можно сказать, что мира не будет в том коллективе, где руководитель единственным средством мотивации считает хороший крепкий кнут, а самих работников - стадом баранов», - резюмировал Андрей Серов.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Вы прячете убыток в этом году?

  • У нас прибыль 37.21%
  • Да 30.23%
  • Нет 32.56%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль