Новые правила налоговых проверок

332
В июне на рассмотрение Госдумы поступил проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Этот документ вносит существенные поправки в порядок проведения налоговых проверок и должен разрешить наиболее острые вопросы налогового администрирования. Большинство изменений были предметом судебных разбирательств между фискалами и плательщиками, по этим вопросам сложилась арбитражная практика. Предлагаем анализ наиболее значимых положений законопроекта, которые, скорее всего, будут действовать с нового года.

Выездная налоговая проверка

Законопроект предлагает отказаться от использования срока фактического нахождения на территории проверяемого, установив календарный срок для проведения проверки.

В настоящее время выездные налоговые проверки (ВНП) могут проводиться круглогодично, принимая во внимание то, что практически нет никаких ограничений по количеству ВНП в течение года, а срок проведения проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Фискалы связаны лишь тем, что не могут провести в течение одного календарного года более двух ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Действующие нормы НК РФ о сроках проведения ВНП были предметом рассмотрения Конституционного Суда. В постановлении от 16.07.04 № 14-П он указал, что срок проведения ВНП является суммой периодов, в течение которых контролеры находятся на территории организации. В эти периоды включается время проведения инвентаризации, осмотра территорий и помещений, выемки документов и предметов, а также время изучения документов непосредственно на территории налогоплательщика. Не засчитывается в срок проведения ВНП время проведения встречных проверок и экспертиз, если только проверяющие не продолжают находиться на территории налогоплательщика, а также время, необходимое для оформления результатов проверки.

В проекте рекомендовано установить календарный срок – не более двух месяцев, а если организация имеет обособленные подразделения – не более трех месяцев. При этом в течение одного календарного года больше двух ВНП проводить нельзя, а при исчислении срока проверки период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением им этих документов учитываться не должен. Также исключается время, на которое налогоплательщик задержал представление налоговому органу документов. Продолжительность ВНП может быть увеличена по решению вышестоящего налогового органа только при наличии веских оснований.

Важным является предложение проводить ВНП в инспекции на основании документов и пояснений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка

В законопроекте предпринята попытка уточнить список документов, на основании которых проводится камеральная налоговая проверка (КНП). Однако исчерпывающий перечень по-прежнему не определен. А ведь именно неполное представление документов при камеральной проверке зачастую является предметом спора.

Налоговый орган вправе истребовать только документы, непосредственно связанные с исчислением и своевременностью уплаты налогов. Так, арбитражный суд признал недействительным требование налогового органа, выставленное в ходе проведения КНП декларации по налогу на имущество, в части истребования расшифровки строки баланса «Незавершенное строительство» и представления первичных документов. Основанием для признания недействительным явилось то, что незавершенное строительство не является объектом налогообложения по налогу на имущество (постановление ФАС СЗО от 12.08.05 по делу № А26-1058/2005-217).

Все чаще объем истребованных документов налоговыми органами при камеральной проверке практически превращает ее в выездную налоговую проверку. Однако требование налогового органа о представлении документов распространяется как на выездные, так и на камеральные проверки (постановления ФАС СЗО от 05.07.05 по делу № А66-12947/2004 и от 06.06.05 по делу № А66-12948/2004).

В соответствии с проектом при выявлении существенных изменений данных представленной отчетности (их несопоставимости) по сравнению с отчетностью за предыдущие периоды налоговики вправе направить плательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить в письменной форме пояснение по существу данных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового учета и (или) бухгалтерского учета.

Встречные и повторные проверки

Встречные налоговые проверки будут признаны самостоятельным видом налоговых проверок.

Такие проверки проводятся, если во время камеральной или выездной проверки у налоговиков возникает необходимость получения документов (информации) о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами. В соответствии с проектом при проведении встречной проверки могут быть истребованы только документы (информация), относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Подобную позицию отражает в настоящее время и судебная практика. Арбитражный суд исходит из того, что НК РФ не позволяет истребовать у организации в рамках встречной налоговой проверки сведения о контрагентах, в отношении которых налоговым органом не проводятся мероприятия налогового контроля, следовательно, у организации не возникает обязанности представлять эти сведения (постановления ФАС МО от 10.02.05 по делу № КА-А40/342-05 и ФАС СЗО от 29.09.03 по делу № А26-2708/03-211).

Существенные изменения предполагаются в процедуре назначения повторных выездных проверок в порядке контроля над деятельностью налогового орган. Так, повторная ВНП налогоплательщика, контроль над которым осуществляется межрегиональным органом ФНС России, будет назначаться по мотивированному представлению этого органа после согласования с министром финансов РФ. Остальные повторные выездные налоговые проверки будут назначаться ФНС России либо ее территориальным органом с санкции ФНС России.

Результаты. Производство по делу о налоговом правонарушении

Проект предлагает как по результатам выездных, так и по результатам камеральных налоговых проверок при выявлении нарушений составлять соответствующие акты.

Есть мнение, что отсутствие акта при камеральной проверке не приведет к взысканию штрафов и пеней. Однако суды считают иначе: поскольку составление акта по результатам КНП не является обязательным, его отсутствие не может служить основанием для отказа в иске о взыскании штрафов или для признания недействительным требования налоговиков (постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, постановления ФАС СЗО от 07.03.03 по делу № А21-1777/02-С1 и ФАС УО от 17.07.03 по делу № Ф09-2036/03-АК).

Законопроект также предусматривает, что проверяемый, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями налогового органа, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт либо возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

По итогам рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом законопроект не устанавливает ни сроки их проведения, ни порядок оформления результатов.

Истребование документов

Изменится и порядок истребования документов при осуществлении налогового контроля.

По действующему законодательству документы предоставляются налоговому органу в виде заверенных должным образом копий. Порядок заверения НК РФ не устанавливает.

Недавно ФНС России в письме от 02.08.05 № 01-2-04/1087 сообщила, что под словами «заверенных должным образом копий» понимается удостоверение исполнительным органом налогоплательщика копий документов путем проставления на них необходимых реквизитов, то есть печати и росписи полномочного должностного лица, придающих им юридическую силу. Также возможен нотариальный порядок засвидетельствования копий документов.

После принятия изменений налоговому органу будут представляться подлинные документы. При этом по требованию фискалов налогоплательщик будет обязан предоставить указанные в этом требовании документы в виде надлежаще заверенных копий либо предоставить налоговому органу возможность изготовить копии представленных подлинных документов, заверив их надлежащим образом.

Предусматривается, что копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (его заместителя) или иного уполномоченного им лица и печатью этой организации. Не допускается истребование нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством.

Срок, отведенный для представления документов, составит вместо пяти дней десять рабочих дней. И он может быть увеличен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Законопроект предусматривает дополнительные требования в отношении перевода документов. Предполагается представление документов в налоговые органы на русском языке. Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться с надлежаще заверенным переводом на русский язык.

Сейчас НК РФ не обязывает плательщика представлять перевод на русский язык документов, которые не относятся к документам официального делопроизводства в России и согласно международным нормам составляются на иностранном языке. При наличии сомнений в достоверности сведений, содержащихся в документах на иностранном языке, налоговый орган вправе истребовать перевод либо самостоятельно привлечь переводчика (постановления ФАС СЗО от 03.06.05 по делу № А56-22176/04 и от 13.07.05 по делу № А56-49055/04).

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Ваши инспекторы путают налоги в требованиях по камералкам?

  • Да, тогда мы не отвечаем 6.25%
  • Да, но мы все равно отвечаем 50%
  • Нет 43.75%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль