"ФНС вправе давать разъяснения по применению налогового законодательства..."

691
Отголоски административной реформы, начало которой положил Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314, дают о себе знать до сих пор. Дело в том, что этот указ, а точнее его пункт 15, внес некоторую сумятицу в разъяснительную работу налоговиков. Согласно упомянутому пункту указа № 314, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в области налогов и сборов, а также по ведению разъяснительной работы в этой сфере были переданы Минфину России.

Рулевого сменили

Отголоски административной реформы, начало которой положил Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314, дают о себе знать до сих пор. Дело в том, что этот указ, а точнее его пункт 15, внес некоторую сумятицу в разъяснительную работу налоговиков. Согласно упомянутому пункту указа № 314, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в области налогов и сборов, а также по ведению разъяснительной работы в этой сфере были переданы Минфину России.

В то же время новации, которые установил указ № 314, потребовали изменений в законодательстве и, в частности, в НК РФ. Ведь в нем налоговики по-прежнему числились основным органом, дающим разъяснения налогового законодательства. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 29.06.04 № 58-ФЗ. Этот закон поправил статьи Налогового кодекса, посвященные методологической работе. По идее, эти правки должны были лишь перенести в НК РФ положения указа № 314. Однако на практике получилось немного не так. Четкого разделения полномочий между налоговой службой и Минфином законодателям добиться не удалось.

Одни разъясняют, другие информируют

Даже поверхностный взгляд на нормы НК РФ, регулирующие разделение полномочий Минфина и ФНС России по разъяснению законодательства, показывает их нечеткость и противоречивость. Так, согласно статье 34.2 кодекса, к полномочиям Минфина России отнесены письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

В то же время в соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. Кроме того, в полномочия налоговиков входит информирование о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

При этом законодатель не потрудился разъяснить, в чем заключается принципиальная разница между формулировками "разъяснять законодательство" и "информировать о законодательстве". В результате непонятно, в чем отличие между разъяснениями, полученными налогоплательщиком от Минфина, и информацией, полученной по тому же вопросу от ФНС России.

А ведь интерес к этому вопросу далеко не праздный - от статуса разъяснения зависит возможность привлечения налогоплательщика, выполнявшего разъяснение, к ответственности. Напомню, что статья 111 Налогового кодекса говорит буквально следующее:

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Как видим, здесь прямо названы разъяснения Минфина. Но одновременно говорится и о разъяснениях "иного уполномоченного государственного органа". Резонен вопрос: считается ли таковым органом ФНС России?

Минфин не против

Ответ на этот вопрос начну с обращения к статье 9 Налогового кодекса. Она прямо определяет налоговые органы в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Так что формально налоговую службу вполне можно признать "иным уполномоченным органом".

Однако очевидно, что признание разъяснений ФНС России в качестве освобождающих от ответственности будет зависеть еще и от того, какую позицию займет Минфин. И надо заметить, главное финансовое ведомство страны не стало держать налогоплательщиков в неведении. В письме от 14.01.05 № 03-02-07/2-4 Минфин указал, что налоговые органы имеют право пояснять налогоплательщикам, как правильно применять нормы НК РФ и других законов о налогах.

Этот вывод специалисты Минфина основывают на том, что НК РФ дает право налоговикам информировать плательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Кроме того, Минфин России ссылается на подпункт 6.3 пункта 6 Положения о федеральной налоговой службе*. Этот пункт разрешает налоговикам давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности ФНС России.

Наконец, в качестве еще одного аргумента Минфин России ссылается на подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса. Согласно им, налогоплательщики вправе получать от финансовых и налоговых органов соответствующую информацию. А под такой информацией вполне могут подразумеваться и разъяснения по действующему законодательству.

Таким образом, можно сделать вывод, что Минфин признает ФНС России тем уполномоченным органом, который вправе издавать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Значит, если плательщики будут руководствоваться этими разъяснениями, то смогут избежать ответственности (ст. 111 НК РФ).

Если позиции разошлись

Итак, как мы выяснили, фактически разъяснения по налогообложению могут давать два государственных органа - Минфин и ФНС России. Но если разъяснения будут исходить из разных источников, вполне возможно и расхождение в позициях. Как быть в таком случае?

На мой взгляд, при решении вопроса о том, чьим разъяснением пользоваться, налогоплательщику нужно обращать внимание на следующее. Во-первых, надо помнить, что Минфин России - это орган, координирующий деятельность ФНС. Поэтому в случае расхождения его позиции с позицией налоговых органов определяющим будет именно подход министерства. Во-вторых, нужно внимательно следить за датами таких разъяснений. Здесь надо применять именно то разъяснение, которое относится к периоду, интересующему налогоплательщика. И последующая смена позиции ведомства уже не должна влиять на возможности привлечения к ответственности.

На правильность такого подхода указывает и формулировка статьи 111 НК РФ. В ней прямо сказано, что от ответственности освобождают те разъяснения, которые относятся к периодам совершения правонарушения.

Наконец, в-третьих, нужно обращать внимание на суть вопросов, рассмотренных специалистами разных ведомств. Очень может быть, что при внешней схожести они посвящены совершенно разным моментам одной и той же проблемы. Значит, между ними нет и противоречия.

* Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Ваши инспекторы путают налоги в требованиях по камералкам?

  • Да, тогда мы не отвечаем 33.33%
  • Да, но мы все равно отвечаем 66.67%
  • Нет 0%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль