«Камеральные проверки должны ограничиваться только арифметическим и визуальным контролем»

328
Порядок проведения камеральных проверок в последнее время стал, пожалуй, одним из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов, связанных с налоговым администрированием. Напомню, что камеральная проверка, согласно статье 88 НК РФ, проводится без выезда к налогоплательщику на основе представленных им деклараций и документов. Кроме того, при камеральной проверке инспекция может использовать и другие имеющиеся у нее документы о деятельности налогоплательщика.

Хотели как лучше

Порядок проведения камеральных проверок в последнее время стал, пожалуй, одним из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов, связанных с налоговым администрированием. Напомню, что камеральная проверка, согласно статье 88 НК РФ, проводится без выезда к налогоплательщику на основе представленных им деклараций и документов. Кроме того, при камеральной проверке инспекция может использовать и другие имеющиеся у нее документы о деятельности налогоплательщика.

Камнем же преткновения стало также прописанное в статье 88 НК РФ право налоговиков потребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы. Споры здесь возникли после того, как Министерство РФ по налогам и сборам провозгласило новые подходы в проведении камеральных проверок. Суть нововведений заключалась в том, что в отношении основных и крупнейших налогоплательщиков должна применяться так называемая углубленная камеральная проверка. Она подразумевает не только контроль за правильностью арифметического подсчета показателей декларации и правильностью ее заполнения, но и логический анализ показателей во взаимоувязке с другими показателями данной декларации, деклараций по другим налогам, а также бухгалтерской отчетности. Кроме того, МНС России требовало от нижестоящих инспекций анализировать данные налоговой декларации с привлечением информации из внешних источников - коммунальных служб, энергоснабжающих организаций, контрагентов и т. д.

Получилось как всегда

Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад и плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею. К сожалению, начались перегибы. Налоговые органы на местах при проведении камеральной проверки стали практически автоматически запрашивать колоссальные объемы дополнительной первичной документации, зачастую на несколько дней парализуя работу налогоплательщиков. Но самое интересное, что подавляющая доля запрошенной информации впоследствии налоговиками не использовалась, захламляя и так не безграничные просторы налоговых инспекций. То есть большинство инспекций оказались просто неготовыми к подобной работе.

Помимо этого такие действия налоговиков влекли дополнительные затраты налогоплательщиков на копирование документации, сверхплановое приобретение канцелярских принадлежностей и т. д. Подобный подход к проверкам привел к появлению судебных прецедентов, когда арбитражи признавали камеральную проверку выездной и на этом основании отказывали в доначислении налогов и привлечении к ответственности (например, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.04.03 по делу № А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1 и от 19.04.03 по делу № А33-12604/01-С3а-Ф02-742/2002-С1).

Список не нужен

Стало очевидно, что назрела необходимость менять порядок проведения камеральных проверок. В результате был разработан законопроект, уточняющий в том числе и правила камеральных проверок. Правда, ряд предложений этого законопроекта вызывает недоумение. Например, идея установить закрытый перечень документов, который налоговый орган вправе запрашивать при камеральной проверке. Витает также идея закрепить этот список постановлением правительства. Однако, на мой взгляд, этот вопрос можно урегулировать и не прибегая к подобного рода новациям.

Суть предложений заключается в следующем. Прежде всего необходимо отказаться от идеи проведения углубленного сплошного анализа всех основных и крупнейших налогоплательщиков. Эта идея себя не оправдала. Углубленный анализ должен быть выборочным. Причем выборку налогоплательщиков должна проводить компьютерная программа, которая будет обрабатывать показатели о доходах, расходах, налоговой базе, рентабельности и т. д. И только если показатели какой-либо компании существенно отличаются от средних показателей по отрасли, эта компания должна быть подвергнута углубленному анализу.

Но самое главное, что заниматься таким анализом должен отдел выездных проверок. Соответственно в таком случае инспекторам уже не потребуются полномочия по истребованию дополнительных документов у налогоплательщиков: информация, которая будет получена при проведении углубленного анализа, должна проверяться в рамках выездной проверки.

Камеральные же проверки, на мой взгляд, должны ограничиваться только арифметическим и визуальным контролем правильности заполнения декларации. А право запрашивать дополнительные документы при камеральной проверке должно появляться только при выявлении арифметических несоответствий или неправильного заполнения тех или иных показателей. Соответственно запросить в таких случаях можно исключительно те документы, которые непосредственно относятся к выявленной ошибке или несоответствию.

Таким образом, в налоговую практику нужно ввести институт так называемого предпроверочного анализа, который налоговые органы должны проводить самостоятельно. Без привлечения налогоплательщиков и без затребования у них дополнительной информации.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль