Правила деления

449

Как оптимизировать учет в организации

Представьте ситуацию: на предприятии меняется менеджмент и новый руководитель требует от главбуха «оптимизировать работу бухгалтерии». Именно такая задача была поставлена перед главбухом екатеринбургского завода Зинаидой Бредихиной. «Разделение на участки у нас существует давно, но директор просит не только четко поделить фронт работ между сотрудниками, но и обосновать принципы разделения труда», - написала в редакцию Зинаида Тимофеевна. Какие участки стоит оставить, а какие объединить, чем руководствоваться при принятии решений, как доказать эффективность разделения директору - на эти и другие вопросы мы попросили ответить бухгалтеров и аудиторов.

Через автоматизацию к сокращению

Главное при оптимизации - просчитать экономический эффект от разделения труда, убеждена главный бухгалтер ООО «Татшина-центр» Наталья Зайнулина. «Поэтому при выделении участков необходимо сопоставить возможную цену ошибки на данном участке с зарплатой сотрудника, который будет заниматься его обслуживанием. Причем, на мой взгляд, нужно исходить из того, что человеческий ресурс - один из самых дорогих», - пояснила Наталья Кронидовна.

По ее словам, наибольший экономический эффект позволят получить сокращение штата и максимальная автоматизация учета: «Лучше всего заказать или разработать силами программистов предприятия компьютерные программы: складские, бухгалтерские, налоговые. При отражении любой операции программа как бы «ведет» бухгалтера за собой. А это снижает нагрузку на бухгалтера и соответственно уменьшает вероятность ошибки. Но делать программы надо «под себя» с учетом особенностей конкретного предприятия». Как заметила Наталья Зайнулина, этот подход она применила на практике. В результате количество сотрудников бухгалтерии сократилось с восьми до двух человек, а количество ошибок не увеличилось. «Так что главная цель - экономический эффект - была достигнута», - подчеркнула главбух.

Бухгалтерия общая, а учеты врозь

Получить серьезный экономический эффект можно, лишь разделив на предприятии бухгалтерский и налоговый учет. В этом уверен заместитель главного бухгалтера ОАО «Торговый дом ГУМ» Сергей Фролов. По мнению Сергея Николаевича, оптимальным является выделение трех основных секторов - бухгалтерского учета, налогообложения и подготовки отчетности. Сектор бухучета занимается первичными документами, бухгалтерским учетом операций и составлением бухгалтерской отчетности. Сектор налогообложения - ведением налогового учета, налоговой методологией, исчислением налогов, налоговыми спорами, оценкой налоговых рисков по той или иной операции. А сектор отчетности сводит данные обеих структур и готовит отчетность для пользователей. Такая отчетность необходима руководству, акционерам и учредителям предприятия для принятия решений. Кроме того, она может быть востребована внешними пользователями, например потенциальными инвесторами.

Эффективность своей позиции Сергей Николаевич доказал таким примером: «У нас в магазине используются пакеты с надписью «ГУМ». В бухгалтерском учете нам выгодно отразить пакет как рекламный материал, а в налоговом - как упаковочный. Если учет разделен, то сотрудники бухгалтерии со стопроцентной вероятностью заметят этот нюанс. А если во главу угла на предприятии ставится бухгалтерский учет, который потом корректируется для целей налогообложения, то не факт, что бухгалтеры учтут пакет по-разному.

Нарезать участки

Другой принцип разделения труда предложила старший аудитор-консультант ООО «Аудиторская служба СТЕК» Елена Афонникова. Елена Борисовна считает, что разделять нужно не виды учета, а фронт работ. «Главбух должен правильно выделить участки. При грамотном распределении загруженность бухгалтеров снизится и они смогут эффективно отражать «свою» операцию как по правилам бухгалтерского, так и по правилам налогового учета», - сказала Елена Афонникова. Так, на производстве старший аудитор-консультант предлагает разделить работу между сотрудниками следующим образом. Исчисление налогов поручить главбуху и его заместителю. Также нужно выделить учет основных средств, материалов, готовой продукции, счетов-фактур. Отдельный специалист должен заниматься всеми банковскими платежами и учетом оплаты сопутствующих услуг (связь, консультации). Наконец, еще одному бухгалтеру следует делегировать работу с кассой и все операции, связанные с зарплатой.

Если же речь идет о торговле, то Елена Афонникова советует первым делом освободить бухгалтеров от самого большого объема работы - учета продаж. «Нужно поставить складскую программу, обслуживать которую будет не бухгалтер, а менеджер. После этого останется выделить бухгалтера, который «сядет» на расчеты с поставщиками - он будет «вести» банк и делать проводки по оплате приобретенных товаров и услуг. Еще одному специалисту можно доверить кассу и зарплату. Бухгалтерской отчетностью, исчислением и уплатой налогов займется заместитель главного бухгалтера, ну а у главбуха останутся организационная и контрольная функции», - обрисовала схему Елена Борисовна.

Обобщая тему, заметим, что большинство опрошенных нами специалистов горячо приветствовали разделение труда в бухгалтерии. Но заместитель главного бухгалтера ОАО «Торговый дом ГУМ» Сергей Фролов посоветовал не забывать и минусы этого процесса: «С одной стороны, бухгалтер становится большим специалистом по своему участку. Но с другой - очень сильно страдает взаимозаменяемость сотрудников. Так что я бы рекомендовал хотя бы раз в месяц проводить силами самой бухгалтерии учебные занятия, которые позволили бы специалистам не забывать о «чужих» направлениях учета».

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Какой статус вы ставите в платежках по взносам?

  • Код 08 40.63%
  • Код 01 46.88%
  • Код 14 12.5%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль