Обнаружили недостачу при перевозке

2623
Чаще всего зерно перевозят железнодорожным транспортом. И чем дальше расстояние, тем больше потери зерна. Рассмотрим, как учесть образовавшиеся недостачи в бухгалтерском и налоговом учете.

Две причины, одно следствие

Потери, связанные с транспортировкой зерна железнодорожным транспортом, как правило, образуются по двум причинам: из-за естественной убыли и из-за весовой погрешности.

Если из коммерческого акта железной дороги следует, что порядок перевозки соблюден (запорные устройства не вскрыты и не повреждены, в вагонах отсутствуют повреждения и пустоты и т. п.), то недостача зерна расценивается как естественная убыль.

Весовая погрешность связана с технологическими свойствами вагонных весов и относится к технологическим потерям.

Допустимый уровень естественной убыли, а также весовой погрешности следует предусмотреть в договоре с перевозчиком (письмо Минфина России от 24.12.02 № 16-00-14/485). Тогда потери будут отражены в бухгалтерском учете в пределах норм, закрепленных в договоре. Если же в договоре эти нюансы не оговорены, в целях бухгалтерского учета, на наш взгляд, следует применять нормы, действующие на железнодорожном транспорте.

В настоящее время единственным документом, регулирующим естественную убыль и весовую погрешность при железнодорожных перевозках, являются Правила перевозок грузов, утвержденные МПС СССР. В них установлены нормы естественной убыли зерна в зависимости от расстояния. Так, при перевозке на расстояние до 1000 километров норма убыли зерна составляет 0,1 процента от массы груза (раздел 10 Правил). Погрешность взвешивания зерна на вагонных весах составляет не более +-0,1 процента от массы груза (раздел 9 Правил).

Естественную убыль, подтвержденную коммерческими актами железной дороги (достаточно, что в акте будут отсутствовать сведения о нарушении порядка перевозки), в пределах норм организация относит на издержки производства и обращения, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостача списывается на финансовые результаты организации (подп. "б" п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Аналогичным образом учитываются потери от весовой погрешности. В пределах норм они включаются в состав расходов по обычной деятельности в соответствии с положениями пункта 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Потери при взвешивании сверх норм, на наш взгляд, организация должна относить на виновных лиц, а если таковые не установлены - на финансовые результаты.

Нет норм, нет и расхода

Потери от недостачи и порчи зерна при транспортировке в налоговом учете относятся к материальным расходам (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Они принимаются в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Однако в отличие от нормирования потерь при хранении зерна нормы его убыли при транспортировке в настоящее время в установленном порядке не утверждены.

В связи с этим в налоговом учете в отличие от бухгалтерского любую недостачу зерна следует считать сверхнормативной. Такова позиция налоговиков: вплоть до утверждения соответствующих норм естественная убыль налогооблагаемую прибыль не уменьшает (раздел 5.1 Методических рекомендаций МНС России по налогу на прибыль).

Но с этим можно и поспорить. Потери и недостачи товарно-материальных ценностей обоснованы и документально подтверждены. Значит, налогоплательщик может принять их в расходы на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ. Поскольку норм нет, потери списываются в полном объеме. Однако такой подход скорее всего придется отстаивать в суде.

Чем подтвердить весовую погрешность

Иная ситуация с потерями от весовой погрешности. В целях налогообложения прибыли они так же, как и в бухгалтерском учете, относятся к технологическим потерям (подп. 3 п. 7 ст. 252 НК РФ). Это подтверждает раздел 5.1 Методических рекомендаций МНС России по налогу на прибыль.

Технологические потери при транспортировке вызываются, в частности, эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при транспортировке товаров. В данном случае потери непосредственно связаны с техническими характеристиками вагонных весов.

Нормативы технологических потерь кодексом не установлены. В то же время их нужно подтвердить документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). А с этим как раз и возникают проблемы.

Коммерческие акты железных дорог в большинстве случаев не могут являться документом, достоверно подтверждающим технологические потери. Дело в том, что в них, как правило, не выделяют отдельно долю весовой погрешности и долю естественной убыли товара при транспортировке. В качестве документального обоснования организациям можно предложить использовать действующие нормы точности взвешивания грузов на вагонных весах, установленные Правилами перевозки грузов. Потери сверх норм организация в качестве расхода признать не может.

Чтобы не возникло сложностей при определении налоговой базы, а также для удобства расчетов целесообразно вести раздельный аналитический учет недостач от естественной убыли и недостач от весовой погрешности.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Вы прячете убыток в этом году?

  • У нас прибыль 39.02%
  • Да 29.27%
  • Нет 31.71%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль