Официальные источники

958
Налоговый кодекс требует, чтобы правильность определения и признания рыночной цены подтверждалась сведениями из официальных источников информации о рыночных ценах и о биржевых котировках. Причем кодекс не уточняет, какие именно источники можно считать официальными.

Пункт 11 статьи 40 Налогового кодекса ввел императивное правило: рыночная цена, рассчитанная налоговиками для целей налогообложения, должна подтверждаться информацией о рыночных ценах и биржевых котировках, взятой из официальных источников. Соответственно суды, проверяя правильность определения рыночных цен, требуют от налоговиков представить такие сведения. Причем суды ни при каких условиях не принимают сведения о ценах, добытые налоговиками из источников, не относящихся к официальным. Дело в том, что если в законе прямо указано, чем стороны должны доказывать свою правоту, суды не имеют права принимать от них другие доказательства (ст. 68 АПК РФ).

От организаций нельзя

Налоговые инспекции обладают информацией о достаточно большом количестве налогоплательщиков. Наверное, поэтому они пытаются в качестве официальной информации использовать сведения, полученные от других организаций.

Однако позиция судов по поводу такой информации непоколебима: информация, полученная от других организаций (не важно, коммерческих или некоммерческих), не может быть подтверждением уровня рыночных цен (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.01 по делу № А56-5147/01). Соответственно не принимаются в качестве информации, полученной из официальных источников, и данные о ценах, изложенные в различных бюллетенях и справочниках (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.01.03 по делу № Ф04/357-1641/А27-2002).

Также "в мусорную корзину" отправляют суды и справки о ценах, полученные налоговиками у организаций, торгующих аналогичными товарами, и даже отчеты оценщика (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 17.03.03 по делу № А56-26544/02 и Московского округа от 04.12.02 по делу № КА-А40/7832-02).

И госорганы не помогут

Но самое интересное, что достаточно часто в качестве официальных источников о рыночных ценах суды запрещают использовать и информацию, полученную от государственных органов.

В частности, не считается официальной информация, расположенная в информационных базах государственных и муниципальных органов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.01 по делу № А26-4221/00-02-04/242). К такому выводу суды приходят потому, что первоначальная редакция статьи 40 НК РФ (действовала до 18.08.98) как раз предусматривала использование таких баз данных для официального подтверждения уровня рыночных цен. Однако законодатель эти положения из кодекса исключил. Следовательно, использовать в этих целях такие базы больше не разрешено.

По этим же причинам не признаются полученными из официальных источников цены, указанные в справках таможенных органов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.03. по делу № А56-24555/02).

Ну и уж тем более нельзя считать рыночными цены, утвержденные различными государственными или муниципальными органами для соответствующих бюджетных организаций. Ведь эти цены нисколько не отражают реальное положение дел на рынке. Соответственно справки о таких ценах не являются официальным источником об уровне рыночных цен (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.01.02 по делу № КА-А40/8050-01).

А что же можно?

Но столь обширная отрицательная (для налоговых органов) судебная практика вовсе не означает, что найти официальные источники, которые удовлетворили бы суды, невозможно. Нет, зачастую суды сами указывают, какие именно сведения они принимают в качестве подтверждающих уровень рыночных цен.

Во-первых, такими документами могут служить заключения экспертизы. Но для этого сама экспертиза должна быть проведена в строгом соответствии с Налоговым кодексом. Это означает, что экспертиза должна назначаться официальным постановлением должностного лица налогового органа. В этом постановлении должны обязательно указываться основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и организация, где будет проводиться экспертиза. Там же излагаются вопросы, которые ставятся перед экспертом. С этим постановлением обязательно должен ознакомиться налогоплательщик, который имеет право ставить перед экспертом дополнительные вопросы.

По окончании экспертизы налогоплательщика надо ознакомить с ее результатами (ст. 95 НК РФ). Только при соблюдении всех этих формальностей суд может принять результаты экспертизы в качестве официального источника информации о ценах (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.02 по делу № А56-11159/02).

А во-вторых, в качестве информации, полученной из официальных источников, признаются сведения о ценах, предоставленные государственными органами статистики (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.2000 по делу № Ф04/1412-250/А75-2000). Но в то же время справка органов статистики должна содержать сведения не о средних ценах, а о ценах по сделкам, заключаемым на сопоставимых условиях, то есть с одинаковыми объемом поставок, сроками исполнения обязательств, условиями платежей и т.п. (постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.02 № 1369/01).

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Сколько суточных вы платите?

  • По лимитам 700 и 2500 рублей 80%
  • Выше лимитов 20%
  • Сумма зависит от должности 0%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью!
Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту!

Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт газеты «Учет. Налоги. Право» – это профессиональный ресурс для бухгалтеров.
Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, образцам форм и документов для учета и отчетности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль