Как учесть расходы?

2152
Регистрация новой фирмы требует и средств, и хлопот. Помимо обязательных платежей во избежание хлопот придется заплатить и юристу. Как отразить все эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

Расходы на регистрацию предприятия условно можно разделить на две группы: те, которые произведены до даты регистрации предприятия, и те, которые осуществлены после этого. С учетом второй группы расходов, к примеру затрат на изготовление печати, особых проблем нет - их учитывает у себя вновь созданная организация. Сложности возникают с учетом расходов, произведенных до регистрации предприятия (регистрационный сбор, услуги нотариуса и т. д.). Основные вопросы: кто их учитывает и как?

Учредитель - юридическое лицо

Вначале рассмотрим ситуацию, когда одно юридическое лицо учреждает другое. Новую фирму организация может регистрировать сама, а может воспользоваться услугами юридической или аудиторской компании. В последнем случае помимо регистрационного сбора, расходов на нотариальное заверение копий учредительных документов и подписи на заявлении о регистрации ей еще придется оплатить юридические услуги. Это услуги по разработке учредительных документов, по регистрации (поход по инстанциям) и сопутствующее консультирование.

Учет расходов, произведенных до государственной регистрации нового предприятия, у организации-учредителя зависит от того, признаны эти расходы частью вклада в уставный капитал или нет*.

В первом случае организация-учредитель отразит расходы по регистрации новой фирмы в составе финансовых вложений. Налогооблагаемую прибыль они не уменьшат, так как расходы в виде взноса в уставный капитал в налоговом учете не принимаются (п. 3 ст. 270 НК РФ). Вновь созданное предприятие учтет организационные расходы в составе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов").

Во втором случае, если расходы на создание предприятия не признаются частью вклада в уставный капитал, в бухгалтерском учете организации-учредителя они отражаются как внереализационные расходы (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В налоговом же учете они признаны не будут, так как эти расходы не направлены непосредственно на получение дохода организации (п. 1 ст. 252 НК РФ). В бухгалтерском учете вновь созданной фирмы организационные расходы учтены не будут.

Пример 1.

Организация А выступила учредителем организации Б. Доля организации А в уставном капитале организации Б составляет 40000 руб.

Организация А оплатила расходы по регистрации в сумме 20000 руб. Часть этих расходов в сумме 15000 руб. признана в качестве вклада в уставный капитал.

В счет оставшейся задолженности по вкладу в уставный капитал организация А перечислила денежные средства в сумме 25000 руб.

В бухгалтерском учете организации А будут сделаны проводки:

Дебет 76 Кредит 50, 51 - 20000 руб. - оплачены организационные расходы;
Дебет 58-1 Кредит 76 - 15000 руб. - принята в составе финансовых вложений часть организационных расходов;
Дебет 58-1 Кредит 51 - 25000 руб. - перечислены денежные средства в счет вклада в уставный капитал;
Дебет 91-2 Кредит 76 - 5000 руб. - списаны не принятые в качестве вклада в уставный капитал организационные расходы.

Расходы в сумме 5000 рублей налогооблагаемую прибыль организации А не уменьшают.

***

Если же впоследствии вновь созданная фирма примет решение возместить понесенные расходы учредителю (те самые 5 тыс. рублей из нашего примера), то, на наш взгляд, в бухгалтерском учете их нужно отразить в составе внереализационных доходов. Эти доходы будут облагаться налогом на прибыль, поскольку формально это невозмещение расходов, ранее предусмотренное сторонами (ст. 250 НК РФ). Дело в том, что в момент возникновения этих расходов вновь созданной организации еще не существовало, а значит, и договоренности о возмещении расходов быть не могло.

Не можешь сам, заплати другим

Обратите внимание, если в расходы на создание предприятия, не признанные в качестве вклада в уставный капитал, входят услуги юриста, то выделить их и учесть для налога на прибыль не получится. Дело в том, что в нашем случае нельзя воспользоваться нормой подпункта 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ, по которому прибыль уменьшается на стоимость юридических услуг.

Здесь не будут выполняться общие условия признания расходов, прописанные в статье 252 кодекса. Нет экономической обоснованности, и расходы не направлены непосредственно на получение дохода. Ведь расходы по учреждению нового юридического лица не могут увеличить доходы организации: ни выручку от реализации, ни внереализационные доходы.

Фирму создают физические лица

Как и в случае с юридическими лицами, расходы по регистрации предприятия учредители - физические лица могут либо признать частью вклада в уставный капитал, либо нет. В первом случае эти расходы будут учтены у созданной фирмы как нематериальные активы.

Во втором случае расходы по регистрации предприятия учредители - физические лица производят за счет собственных средств. Впоследствии эти расходы организация может им возместить.

Расходы у новой фирмы

Теперь перейдем к бухгалтерскому учету у вновь созданной организации. Учитывать свои доходы и расходы она начинает с момента государственной регистрации. Ведь именно с этой даты юридическое лицо считается созданным (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Как мы уже сказали, расходы, связанные с образованием юридического лица, в бухгалтерском учете вновь созданной организации отразить в составе нематериальных активов можно только в одном случае. Если, согласно учредительным документам, они являются частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации (п. 4 ПБУ 14/2000). Это правило действует независимо от того, кто является учредителем - физическое лицо или юридическое.

Срок полезного использования организационных расходов, установленный ПБУ 14/02, составляет 20 лет, но не более срока деятельности организации. Равномерно в течение этого времени бухгалтер уменьшает первоначальную стоимость организационных расходов на сумму амортизационных отчислений (п. 21 ПБУ 14/02).

Для целей налогообложения прибыли организационные расходы с 2002 года нематериальными активами не признаются (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Пример 2.

В январе 2003 года три физических лица зарегистрировали ООО. Уставный капитал, согласно учредительным документам, - 30000 руб. Вклады первого и второго участника - по 10000 руб. - внесены в кассу организации. Третий участник оплатил расходы по регистрации организации в сумме 10000 руб., которые признаны его вкладом в уставный капитал.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 75-1 Кредит 80 - 30000 руб. - образован уставный капитал;
Дебет 50-1 Кредит 75-1 - 20000 руб. - получены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал;
Дебет 08-5 Кредит 75-1 - 10000 руб. - отражен вклад третьего учредителя;
Дебет 04 Кредит 08-5 - 10000 руб. - учтены организационные расходы.

Ежемесячно начиная с февраля 2003 года бухгалтер будет начислять амортизацию по организационным расходам в сумме 41,67 руб. (10000 руб. : 20 лет : 12 мес.):

Дебет 26 Кредит 04 - 41,67 руб. - уменьшены организационные расходы на сумму амортизационных отчислений.

Налогооблагаемую прибыль организационные расходы в сумме 10000 рублей не уменьшают.

***

Затраты по созданию предприятия, произведенные до его государственной регистрации, вкладом в уставный капитал могут не признаваться, но организация может принять решение возместить их учредителю. В этом случае сумму возмещения бухгалтер отразит во внереализационных расходах организации (п. 12 ПБУ 10/99), а в налоговом учете они приняты не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ).

* - Внесение организационных расходов в качестве вклада в уставный капитал - широко распространенная практика. Однако нельзя не отметить, что закон об АО и закон об ООО не предусматривают возможность внесения организационных расходов в качестве вклада в уставный капитал.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Сколько суточных вы платите?

  • По лимитам 700 и 2500 рублей 80.85%
  • Выше лимитов 12.77%
  • Сумма зависит от должности 6.38%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью!
Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту!

Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт газеты «Учет. Налоги. Право» – это профессиональный ресурс для бухгалтеров.
Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, образцам форм и документов для учета и отчетности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль