"Маркетинговые" расходы

848
Порядок бухгалтерского учета расходов на маркетинговые исследования зависит от того, проводит организация их самостоятельно или заказывает сторонним организациям. Затраты на маркетинговые исследования в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета расходов на маркетинговые исследования зависит от того, проводит организация их самостоятельно или заказывает сторонним организациям.

Если предприятие осуществляет маркетинговые исследования своими силами, такие расходы учитываются по дебету счетов учета затрат (26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") и кредиту счетов 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 10 "Материалы" и т. д. Если же организация заказывает их сторонней организации, расходы на маркетинг отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Когда маркетинговые исследования носят долгосрочный характер, затраты на них учитываются как расходы будущих периодов (на счете 97 "Расходы будущих периодов"), а затем по мере использования результатов таких исследований они списываются.

На практике может возникнуть и такая ситуация. Предприятие специально заказывает маркетинговые исследования, чтобы изучить рынок и приобрести основное средство или материалы. В этом случае "маркетинговые" расходы включаются в первоначальную стоимость имущества (п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

Пример.

В октябре 2002 года ООО "Альфа" для приобретения токарного станка заказало ООО "Бета" проведение маркетингового исследования. В этом же месяце стороны подписали акт о выполненных работах. Стоимость маркетингового исследования составила 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб. Также в октябре 2002 года был приобретен токарный станок за 24 000 руб., в том числе НДС - 4000 руб. Расходы на его доставку составили 360 руб., в том числе НДС - 60 руб. В этом же месяце станок был введен в эксплуатацию.

В октябре 2002 года в бухгалтерском учете ООО "Альфа" должны быть сделаны следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60 - 5000 руб. (6000 - 1000) - отражены расходы на проведение маркетингового исследования, связанного с приобретением станка;
Дебет 19 Кредит 60 - 1000 руб. - учтен НДС по маркетинговому исследованию;
Дебет 08 Кредит 60 - 20 000 руб. (24 000 - 4000) - отражены расходы по покупке станка;
Дебет 19 Кредит 60 - 4000 руб. - учтен НДС;
Дебет 08 Кредит 60 - 300 руб. - отражены расходы по доставке станка;
Дебет 19 Кредит 60 - 60 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51 - 30 360 руб. (24 000 + 6000 + 360) - оплачены станок, его доставка, а также маркетинговые услуги;
Дебет 01 Кредит 08 - 25 300 руб. (20 000 + 5000 + 300) - станок введен в эксплуатацию;
Дебет 68 Кредит 19 - 5060 руб. (4000 + 1000 + 60) - принят к вычету НДС.

Налоговый учет

В общем случае затраты на маркетинговые исследования в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Они относятся к косвенным расходам и списываются в уменьшение налоговой базы единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором имели место (п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ).

Однако не всегда "маркетинговые" расходы можно включать в уменьшение налогооблагаемой прибыли сразу. Речь идет о ситуациях, когда предприятие приобретает основные средства.

Дело в том, что пункт 5 статьи 270 НК РФ запрещает единовременно учитывать при определении налоговой базы какие-либо расходы, связанные с приобретением и (или) созданием основных средств. Такие расходы включаются в их первоначальную стоимость и принимаются для целей налогообложения постепенно через амортизационные отчисления (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Продолжим наш пример. Токарный станок относится к 7-й амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования свыше 15 и до 20 лет включительно. Предположим, что организация установила минимально возможный срок полезного использования станка - 181 месяц (15 лет x 12 мес. + 1 мес.). Для целей бухгалтерского учета организация установила аналогичный срок полезного использования.

Тогда в октябре 2002 года в налоговом учете будет отражена первоначальная стоимость станка в размере 25 300 руб. (20 000 + 5000 + 300). Начиная с ноября ежемесячно по нему будет начисляться амортизация в размере 140 руб. (25 300 руб. : 181 мес.).

В заключение обратим внимание, что для целей налогообложения принимаются только экономически оправданные затраты.

Кроме того, чтобы учесть "маркетинговые" расходы при исчислении налога на прибыль, проводимые исследования должны быть непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

И еще одно важное требование для учета расходов - они должны быть документально подтверждены. На наш взгляд, чтобы свести к минимуму претензии со стороны налоговых органов по вопросам оформления первичных документов, в договорах, технических заданиях, должностных инструкциях на проведение маркетинга целесообразно четко определить предмет исследования, а также круг решаемых вопросов. При этом результаты проведенных работ нужно оформить в виде отчетов, рекомендаций и научно-исследовательских разработок.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Вы прячете убыток в этом году?

  • У нас прибыль 41.03%
  • Да 30.77%
  • Нет 28.21%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль