"Муниципальная" добавленная стоимость

365
Bсе больше организаций в Москве арендуют помещения в муниципальных зданиях. Это вполне естественно - не все организации могут себе позволить купить недвижимость, да и городские власти не хотят выпускать ее из своих рук. Фактически аренда выгода и фирмам, и городу. Но это с одной стороны. С другой - бухгалтеру организации-арендатора добавляется головной боли: он обязан вместо арендодателя (органа власти) исчислить и удержать с арендной платы налог на добавленную стоимость и перечислить его в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). То есть в этой ситуации арендатор выполняет функции налогового агента. А что будет, если бухгалтер по ошибке в течение нескольких месяцев не будет удерживать и соответственно перечислять в бюджет НДС из выплат арендодателю? Может ли налоговая инспекция наказать организацию и стребовать недоимку и пени?

Bсе больше организаций в Москве арендуют помещения в муниципальных зданиях. Это вполне естественно - не все организации могут себе позволить купить недвижимость, да и городские власти не хотят выпускать ее из своих рук. Фактически аренда выгода и фирмам, и городу.

Но это с одной стороны. С другой - бухгалтеру организации-арендатора добавляется головной боли: он обязан вместо арендодателя (органа власти) исчислить и удержать с арендной платы налог на добавленную стоимость и перечислить его в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). То есть в этой ситуации арендатор выполняет функции налогового агента.

А что будет, если бухгалтер по ошибке в течение нескольких месяцев не будет удерживать и соответственно перечислять в бюджет НДС из выплат арендодателю? Может ли налоговая инспекция наказать организацию и стребовать недоимку и пени? Заметим, эту недоимку арендатор будет платить уже за счет собственных средств, ведь он не удержал НДС из арендной платы.

***

В УМНС России по г. Москве нам ответили так:

- Налоговая инспекция может наказать по статье 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога штрафом в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Также инспекция может потребовать заплатить неудержанный налог в бюджет, причем с пенями.

***

А вот в рядах экспертов единодушия не наблюдается. Часть беспрекословно поддержала налоговиков, часть же нашла аргументы в защиту противоположной позиции.

Сразу заметим, рассматриваемая ситуация осложняется следующими обстоятельствами. Во-первых, пленумы ВС РФ и ВАС РФ в пункте 11 постановления от 11.06.99 № 41/9 (далее - постановление № 41/9) фактически дали добро на бесспорное взыскание с налогового агента-организации неудержанного и неперечисленного налога, а также пеней за счет его денежных средств на счетах в банках (ст. 46 НК РФ). И во-вторых, в пункте 44 постановления от 28.02.01 № 5 (далее - постановление № 5) Пленум ВАС РФ подтвердил правильность взыскания штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом. И подчеркнул, что штраф налагается независимо от того, удержал ли эту сумму налоговый агент у налогоплательщика.

***

Аудитор Дмитрий Кондрашев с сожалением констатировал, что требования налоговой инспекции обоснованы. И еще добавил, что если организация-арендатор не является плательщиком НДС (например, освобождена от обязанности налогоплательщика, переведена на уплату единого налога на вмененный доход, перешла на "упрощенку"), то при непредставлении декларации по НДС ее можно будет привлечь к ответственности и по статье 119 НК РФ.

Однако правомерность взыскания с налогового агента неудержанного налога вызывает у эксперта сомнения. Но вместе с тем Дмитрий Кондрашев отмечает, что до внесения изменений в постановление № 41/9 доказать в суде незаконность таких требований организации скорее всего не удастся. Ведь постановления Пленума ВАС РФ обязательны для арбитражных судов (ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

***

Александр Филимонов, ведущий специалист НК "Патера", также считает, что к ответственности по статье 123 НК РФ привлечь арендатора можно, поскольку он нарушил статью 161 НК РФ.

Но вместе с тем эксперт отмечает неправомерность взыскания неуплаченного налога за счет собственных средств налогового агента:

- Налоговый кодекс прямо устанавливает источник уплаты НДС, исчисляемого налоговым агентом по статье 161 НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ, налог уплачивается за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику.

Соответственно если налоговый агент заплатит НДС за счет собственных средств, он нарушит статью 173 НК РФ. Кроме того, налоговый агент не сможет применить налоговый вычет (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Поэтому, на мой взгляд, обязанность заплатить налог в такой ситуации сохраняется за налогоплательщиком (п. 2 ст. 45 НК РФ). Платить за счет собственных средств налоговый агент не обязан. У налогового агента есть обязанность только по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов (ст. 24, п. 3 ст. 161 НК РФ).

Кроме того, возложение на лицо какой-либо обязанности подразумевает, что у этого лица имеется возможность ее исполнить. Именно поэтому, прежде чем уплатить налог в бюджет, налоговый агент обязан исчислить и удержать его. В противном случае уплатить в бюджет налог за счет налогоплательщика налоговый агент будет не в состоянии, а значит, возможности перечислить налог в бюджет у него не будет. А если налог не удержан, соответственно не возникает и обязанности по его перечислению в бюджет.

Также неправомерно будет взыскивать пени с налогового агента. Уплата пеней неразрывно связана с уплатой сумм недоимки по налогу (уплачивается одновременно или после уплаты сумм налога). Следовательно, обязанность заплатить пени возникает, если у плательщика есть возможность уплатить в бюджет налог. Обязанность же налогового агента перечислить налог в бюджет возникает в момент удержания НДС из арендной платы.

В рассматриваемой ситуации срок перечисления налоговым агентом налога в бюджет не наступил, поскольку он не удерживал НДС из арендной платы. В связи с этим перечислить налог в бюджет за счет средств налогоплательщика, как того требует НК РФ, налоговый агент не в состоянии. Поэтому в рассматриваемой ситуации пени могут превратиться в санкцию, которая НК РФ не предусмотрена.

***

Александр Ланцов, старший менеджер департамента аудиторских услуг ЗАО "ЮНИКОН/МС Консультационная группа", однозначно считает, что требования налоговой инспекции неправомерны:

- Налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам (ст. 8 НК РФ). И взыскание налога за счет средств самого налогового агента противоречит статье 8 НК РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ). Наш случай как раз и есть это "иное".

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК РФ). Соответственно до момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.

Следовательно, если налоговый агент не исчислил и не удержал налог, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной. То есть должником перед бюджетом все равно остается налогоплательщик.

Кроме того, раз налоговые агенты должны перечислять только удержанные налоги (п. 4 ст. 24 НК РФ), то Налоговый кодекс в части порядка уплаты налогов применяется к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков налогов.

Поэтому нельзя взыскать принудительно по статье 46 НК РФ с налогового агента налог, который не был удержан. Такие меры можно применить только если налоговый агент не перечисляет в бюджет уже удержанный налог. А взыскание с налогового агента неудержанного налога явилось бы, по сути, дополнительным видом ответственности, не предусмотренным НК РФ. Ведь в таком случае налоговый агент подвергается взысканию и лишается собственного имущества - денежных средств.

***

Владислав Брызгалин, директор агентства правовой безопасности "Налоговый щит", отмечает, что органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления вообще не являются налогоплательщиками (ст. 143 НК РФ). Поэтому на ситуацию надо смотреть совсем по-другому - шире:

- Фактически требование пункта 3 статьи 161 НК РФ не соответствует общим принципам налогообложения, а поэтому противоречит законодательству о налогах и сборах.

Во-первых, обязанность налогового агента исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог возникает у налогового агента только если лицо, которому в нашей ситуации оплачивается аренда, действительно является налогоплательщиком. Поскольку органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления при сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества не являются налогоплательщиками, то у арендатора просто не возникает обязанности по удержанию налога.

Кроме того, статью 46 НК РФ нельзя применить к налоговому агенту. Она должна применяться только в отношении налогоплательщиков. Иначе нарушается право частной собственности налогового агента, которого лишают имущества без достаточных оснований. А ведь статья 35 Конституции РФ закрепила положение - "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

***

Как видите, эксперты сходятся в одном - взыскать в бесспорном порядке с налогового агента недоимку и пени нельзя. Конечно, налоговики жестко стоят на противоположной позиции. Поэтому скорее всего защищать свои интересы налоговому агенту придется в суде с помощью вышеприведенных аргументов. Но заметим, те же пленумы ВС РФ и ВАС РФ в постановлении № 41/9 сделали оговорку о том, что бесспорное взыскание по статье 46 НК РФ применяется за исключениями, установленными статьей 45 НК РФ. В рассматриваемой ситуации таким исключением как раз и будет то, что обязанность заплатить налог остается у налогоплательщика. А если вспомнить, что налогоплательщика в нашей ситуации вообще нет, то фактически недоимку и пени даже взыскивать не с кого.

Кроме того, по нашему мнению, у налогового агента есть шанс избежать ответственности и по статье 123 НК РФ. Такие судебные прецеденты в Москве уже существуют. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 21.05.02 по делу № КА-А41/3155-02, точь-в-точь повторяющем рассматриваемую ситуацию, отказал налоговой инспекции во взыскании штрафа. Суд выяснил, что организация, арендовавшая помещения у Комитета по управлению имуществом, не удержала и не перечислила НДС за 2000 год, а также за первый и второй кварталы 2002 года. И в этой ситуации суд не нашел нарушения, сказав следующее: "В налоговой декларации не включена в налогооблагаемый оборот сумма НДС по арендной плате, но не включен и вычет этого налога. При этом неуплаты налога не возникло". Поэтому суд сделал вывод об отсутствии оснований для привлечения к ответственности.

Таким образом, учитывая, что сами же суды приводят этот довод, налоговые агенты могут использовать его для освобождения от штрафа.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль