"Троянский конь" от законодателя и МНС

374
Письмо МНС России от 02.10.02 № СА-6-22/1497"О применении абзаца второго статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ"(будет опубликовано в приложении "Официальные документы" № 38, 2002)Статья Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ разрешила плательщикам единого налога на вмененный доход уменьшить сумму единого налога в 2002 году на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году. Теперь МНС России призывает всех плательщиков единого налога на вмененный доход представить в налоговый орган уточненные расчеты единого налога за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2002 года, где надо будет отразить данные об уплаченных за эти периоды суммах взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом главное налоговое ведомство неправомерно вмешивается в процедуру проведения зачета и говорит, что решение о зачете или возврате образовавшейся в результате пересчета переплаты налоговый орган вправе принять только после того, как налогоплательщики представят уточненные расчеты.

В комментируемом письме главное налоговое ведомство дает механизм реализации части второй пункта 5 Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ. Процитируем эту норму: "Сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году <...>. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 процентов".

После прочтения письма можно сделать следующий вывод - поступайте, дорогие налогоплательщики, как велит МНС России, и сами ни о чем не думайте.

Но вот этого-то делать и не надо. Прежде чем выполнять требования налоговиков, надо бы осмыслить - а насколько они правомерны?

Под диктовку МНС

Итак, сначала МНС России призывает всех плательщиков единого налога на вмененный доход представить в налоговый орган уточненные расчеты единого налога за первый, второй и третий кварталы 2002 года. В этих расчетах надо будет отразить данные об уплаченных за эти периоды суммах взносов на обязательное пенсионное страхование. Источник таких сведений - данные из представленных налогоплательщиками за эти периоды расчетов по страховым взносам и первичные платежные документы.

Причем отразить не абы как, а путем внесения в форму расчета дополнительных записей. МНС России даже содержание этих записей указывает:

- "Уплачено взносов на обязательное пенсионное страхование за __ квартал 2002 года в сумме ____ рублей";
- "Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование, относимая на уменьшение (но не более чем на 35 процентов) суммы исчисленного единого налога на вмененный доход ____ рублей";
- "Итого подлежит уплате единого налога на вмененный доход _____ рублей".

Следующий момент, на который обратили внимание налоговики, - четвертый квартал 2002 года. С ним вообще особая история. По замыслу МНС России плательщики единого налога на вмененный доход должны сначала заплатить исчисленные "за указанные отчетные периоды" страховые взносы в ПФР. И только уже после этого они смогут уточнить обязательства по единому налогу на вмененный доход за четвертый квартал - подав уточненные расчеты.

Но это еще не все. Налоговики пытаются, как могут, соблюдать Налоговый кодекс и говорят, что образовавшаяся в результате пересчета переплата единого налога подлежит зачету или возврату налогоплательщику в порядке статьи 78 НК РФ. Но, видимо, сила привычки и тут сыграла свою злую роль - даже давая ссылку на статью кодекса, налоговики корректируют указанный там порядок. И замечают, что решение о зачете или возврате переплаты налоговый орган вправе принять только после того, как налогоплательщики представят уточненные расчеты!

Механизм есть...

Но ведь механизм зачета или возврата излишне уплаченного налога уже существует! Он весьма подробно изложен в статье 78 НК РФ. Кстати, правила статьи 78 НК РФ применяются и при зачете излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

И нет там таких условий, как обязательное представление уточненного расчета (да еще и с дополнениями по установленной форме) или принятие решения только после представления таких расчетов.

Там все гораздо проще. Статья 78 НК РФ разрешает или зачесть излишне уплаченный налог в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, или вернуть плательщику. Причем в этой статье прямо указано, что и зачет, и возврат осуществляются в порядке, указанном в этой статье. Ни о каком праве МНС России "подправлять" этот порядок ничего не сказано!

Какова правильная процедура зачета излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей? Должно быть письменное заявление налогоплательщика и решение налогового органа, которое выносится в течение пяти дней после получения заявления. О принятом решении налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. На возврат распространяются те же правила.

Может, статья 78 НК РФ что-нибудь говорит о форме заявления налогоплательщика? Нет, ни слова. Также там ничего не сказано и о праве налоговых органов устанавливать форму этого заявления.

Но заявление обязательно должно быть - без заявления у налогового органа не возникает обязанности по его рассмотрению и вынесению соответствующего решения.

...и механики к нему не нужны

Итак, что можно сказать о комментируемом письме? А то, что МНС России неправомерно вмешивается в процедуру проведения зачета.

Во-первых, министерство пытается обязать налогоплательщиков представить в налоговые органы уточненные расчеты единого налога за первый-третий кварталы 2002 года. Во-вторых, предъявляет обязательные требования к содержанию этих уточненных расчетов в виде дополнительных записей. В-третьих, ставит условие о том, что решение о зачете может быть принято только после представления уточненных расчетов.

То, что такие требования неправомерны, мы уже выяснили выше.

Но еще хочется обратить внимание и на то, что налоговые органы фактически признают отсутствие у них нормального учета поступивших от налогоплательщиков налоговых деклараций и налоговых платежей. Иначе почему они хотят узнать, сколько к ним должно было поступить (по уже поданным расчетам) и фактически поступило денег?

И при всем уважении к налоговой службе в этом письме прослеживаются две задачи, не делающие чести налоговикам.

Первая - упростить за счет налогоплательщиков работу налоговых органов по проведению зачета. Естественно, тут возникает риторический вопрос: "А кто упростит работу налогоплательщиков?".

Вторая задача - создать такие условия, чтобы не все налогоплательщики смогли воспользоваться своим правом на проведение зачета. Не секрет, что на уплату единого налога на вмененный доход переходят в основном представители малого бизнеса. И не всегда у них есть средства, чтобы содержать высококвалифицированных бухгалтеров. Вот и получается, что кто-то будет несколько месяцев переписывать уточненные расчеты. А кто-то просто махнет рукой на "подаренную" государством переплату и не станет тратить время на хождения в налоговую инспекцию и споры с ее работниками.

Но мы в заключение напомним, что письма налоговиков не являются нормативными актами и необязательны для налогоплательщиков. Поэтому мы рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 24.07.02 № 104-ФЗ, который не закрепил ни одного требования, которое хотя бы приблизительно было похоже на условия налоговиков, и статьей 78 НК РФ. Причем эти акты налоговые органы также должны исполнять без каких-либо "дополнений".

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Опрос

Ваши инспекторы путают налоги в требованиях по камералкам?

  • Да, тогда мы не отвечаем 5.56%
  • Да, но мы все равно отвечаем 44.44%
  • Нет 50%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет меньше минуты.

После регистрации совершенно бесплатно Вам будут доступны:

  • 12 495 статей на самые актуальные темы
  • ежеминутно обновляемые новости для бухгалтера
  • 5710 шаблонов и форм документов для работы
  • 10 электронных сервисов
Ваш подарок: «Гид по заполнению формы 6-НДФЛ» – сборник примеров заполнения нового отчета для самых разных ситуаций.
Подарок будет отправлен на Вашу почту сразу после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль