Вопрос читателя
Обмениваться электронными счетами-фактурами компании будут по особому алгоритму. Поставщик, покупатель и оператор связи направят друг другу десять документов. Как это будет выглядеть на практике, видно на схемах
Процедуру передачи и получения счетов-фактур в электронном виде регулирует Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 25.04.11 № 50н. Обмен помимо передачи самого счета-фактуры предполагает оформление поставщиком, оператором и покупателем сразу нескольких служебных документов. Они будут также нужны покупателю для вычета НДС, а поставщику для подтверждения факта выставления счета-фактуры.
Операторы связи сделали программы таким образом, чтобы компаниям не приходилось самим формировать служебные извещения, подтверждения и уведомления. Программа электронного документооборота позволяет в один клик создавать служебные документы, сама подписывает электронной подписью и отправляет по назначению. А компания видит только сообщение о статусе счета-фактуры. Когда весь процесс успешно закончен, у выставленного или полученного счета-фактуры в программе будет статус «Документооборот завершен».
Продавец формирует счет-фактуру в своей бухгалтерской программе или непосредственно в сервисе электронного обмена, подписывает его ЭЦП и отправляет оператору (см. схему внизу). Дальше потребуется еще раз подтвердить, что продавец знает о том, что покупатель получил документ. Всего для подтверждения факта отправки электронного счета-фактуры у поставщика должно быть четыре документа:
— выставленный счет-фактура;
— подтверждение от оператора о выставлении счета-фактуры;
— направленное оператору извещение о получении подтверждения;
— извещение от покупателя о получении счета-фактуры.
В подтверждении оператор фиксирует дату и время, когда он получил и перенаправил счет-фактуру. Именно эта дата будет считаться датой выставления счета-фактуры.
Ждать, пока покупатель направит извещение о получении электронного счета-фактуры, не надо. Но если уведомление не придет в течение пяти календарных дней, безопаснее уточнить у покупателя, получил ли он документ. Если нет (например, произошел сбой в работе сервиса), то его понадобится отправить повторно или выставить на бумаге. Порядок № 50н это позволяет.
Покупатель должен регулярно проверять в программе по обмену поступление новых счетов-фактур и направлять извещения продавцу. При этом датой получения электронного счета-фактуры будет не тот день, когда компания отправит извещение о получении документов от поставщика, а дата, зафиксированная оператором связи. Иначе говоря, если он отправит подтверждение позже, это не перенесет вычет и не изменит дату получения счета фактуры.
Всего для получения вычета покупателю потребуется шесть электронных документов:
— полученный счет-фактура;
— подтверждение от оператора о получении счета-фактуры;
— отправленное извещение о получении подтверждения от оператора;
— отправленное продавцу извещение о получении счета-фактуры;
— подтверждение от оператора о получении извещения и перенаправлении его поставщику;
— отправленное извещение о получении подтверждения.