Как избежать неоправданных расходов на содержание автопарка

800
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
Установка ГЛОНАСС снизила расходы на топ-ливо на 5,2 млн рублей
Обслуживание одного прибора в месяц – от 250 до 600 рублей

У компании «Юганскнефтегазгеофизика», занимающейся исследованием нефтяных скважин, расходы на ГСМ достигали 40 млн рублей. Встала задача эти суммы значительно сократить. В результате на всех 102 единицах транспорта была установлена система ГЛОНАСС, что позволило за полгода снизить расходы на 5,2 млн рублей. Подробнее об этом проекте нам рассказала Оксана Шевелина, финансовый директор ООО «Юганскнефтегазгеофизика». Ее опыт может пригодиться любой компании, желающей оптимизировать расходы на автопарк.

В ДЕТАЛЯХ. ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – это спутниковая навигация, аналогичная GPS. Системы на ее основе позволяют контролировать перемещение подвижных объектов (машин, людей), например, с рабочего компьютера или ноутбука.

Выбор поставщика системы

У компании была цель отследить не только фактический расход топлива, но и отработанное время, поскольку большинство водителей получают зарплату по сдельной схеме, а время в пути или на объекте в ожидании работы оплачивается по установленному тарифу. Риск того, что сотрудники могут приписать себе в актах-нарядах фактически не отработанные часы, велик. В связи с этим пожелания к системе были такими:

  • фиксация времени выезда машины с территории базы и ее возвращения;
  • мониторинг нахождения в пути и работы в стационарном режиме на объекте;
  • контроль времени, места и объема заправки.

Кроме того, обязательным условием была возможность формирования отчета, где бы отражались фактически пройденное расстояние и расход ГСМ. Еще одно требование – контроль резких перепадов топлива в баке (для выявления фактов его слива).

Тестирование систем различных поставщиков

По итогам предварительного тендера компания выбрала четыре организации. Для опытной эксплуатации выбрали четыре машины(по одной на поставщика), установили на них оборудование, выделили компьютер. Контролировать пилотный проект, сопоставлять списание топлива по путевым листам и по данным показаний системы поручили сотруднику, специально нанятому для этих целей. Также в его обязанности входило составление еженедельных отчетов с фиксацией выявленных отклонений и фактов слива топлива.

Тестирование длилось два месяца. Один подрядчик не сумел устранить критический сбой в собственном программном обеспечении, другой – увеличить крайне низкую скорость работы выделенного канала связи. На окончательный выбор повлияло большое количество положительных отзывов, а также оперативность технической поддержки одного из поставщиков.

Стоимость системы

При проведении тендера компания получила предложения в диапазоне 250–600 рублей за сопровождение одного прибора в месяц. Ежемесячная абонентская плата начисляется за каждую единицу техники, поэтому некоторые обслуживающие организации устанавливают привлекательно низкие цены на сам прибор и его установку. Но услуги по дальнейшему сопровождению могут оказаться в разы дороже, чем у конкурентов. При этом невозможно приобрести систему у одного поставщика, а обслуживаться у другого. Кроме того, предлагается множество услуг за дополнительную плату: контроль скорости передвижения транспорта, составления отчетов силами подрядчика и т. п.

«Юганскнефтегазгеофизика» кроме самого блока ГЛОНАСС и модуля GPRS с sim-картой мобильного оператора приобрела и датчики уровня топлива, чтобы можно было контролировать перепады в его расходе. В зависимости от модели прибора стоимость варьировалась от 24 до 36 тыс. рублей за единицу.

Злоупотребления водителей

В первый месяц действия программы были выявлены серьезные расхождения «бумажных» и реальных данных: водители приписывали время работы машины в путевых листах, списывали больший объем горючего, а также выявлено несколько фактов слива топлива из баков. Как оказалось, абсолютное большинство (95%) работников пытались ввести руководство в заблуждение. В случае с приписками километража проблема решалась достаточно просто – путевые листы не принимались к учету и возвращались водителям для исправления, то же самое происходило, когда обнаруживалось несоответствие времени выезда и возврата транспорта на базу.

Пресечь слив топлива сложнее. Выявив подобный факт, компания может обратиться в полицию и лишь по результатам расследования и решения суда взыскать с водителя ущерб. Добровольно, конечно, никто хищение за собой не признает. Когда в парке работает более 200 водителей, трудно завести уголовное дело почти на всех. Да и доказать кражу сложно, ведь топливо сливается далеко от города, без свидетелей. Как вариант можно проводить профилактику: показывать, что компания выявляет каждый случай мошенничества.

Через месяц водители стали искать способы недоливать горючее в бак (остатки сразу сливать в канистры) или вообще заправлять чужой транспорт, а в путевом листе приводить факт заправки и подтверждать его чеком. Некоторые увольнялись сами, понимая, что сливать топливо с рабочей машины станет невозможно. На третий месяц многие водители пытались вывести приборы, в первую очередь датчики топлива, из строя. Но каждый факт выхода прибора из строя проверяла комиссия с участием штатных специалистов и представителей обслуживающей приборы организации. Ущерб взыскивали из зарплаты по правилам статей 232 и 233 ТК РФ.

Окупаемость проекта

По предварительным оценкам, экономия на ГСМ должна была составить около 10 процентов, то есть 4 млн рублей в год, а срок окупаемости приборов – 1 год. Однако по истечении нескольких месяцев работы системы результаты заметно превзошли ожидания: при абонентской плате 350 рублей за одну машину экономия расхода топлива составляет в среднем 12–15 процентов (5,2 млн руб. в год). А сам проект окупился за шесть месяцев, а не за год.

Памятка для водителей

После установки системы мониторинга каждому работнику автопарка стоит выдать памятку. В ней кратко должны быть описаны принципы ее действия, перечислены контролируемые с ее помощью параметры работы транспорта, а также названа административная и уголовная ответственность за умышленное причинение вреда имуществу предприятия. Такие памятки выдаются и сотрудникам, принимаемым на работу. Как результат злоупотреблений с бензином со стороны водителей будет меньше, равно как и попыток вывести приборы из строя.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль