Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98
Газета

Как в отчетности по МСФО отразить начисление бонусов покупателям

  • 5 февраля 2014
  • 8743

По международным стандартам при продаже товара по бонусным программам часть выручки признается сразу, а вторая часть, которая относится к будущей передаче бонусного товара, отражается как обязательство. Особенности отражения выручки разъясняет Анна Логинова, ведущий консультант департамента аудита и МСФО Группы компаний АКИГ.

Компания для привлечения клиентов использует бонусную программу. По ее условиям покупатели получают бонусные баллы за совершенные покупки и в дальнейшем могут обменивать накопленные баллы на товары. 

Порядок отражения в отчетности по МСФО операций по бонусным программам приведен в разъяснении КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности клиентов». Согласно ему, компания в момент первой продажи признает не всю сумму выручки, а разделяет ее на компоненты: часть выручки признается сразу, а вторая часть, которая относится к будущей передаче бонусного товара, отражается как обязательство. Иными словами, с точки зрения МСФО, стоимость «бесплатно» переданных товаров (услуг) рассматривается не как расход компании, а как товары (услуги), оплаченные покупателями в неявной форме.

Выручка, относящаяся к будущей передаче (или величина отчисления на бонусы), оценивается по справедливой стоимости (п. 6 разъяснения КРМФО (IFRIC) 13), которая определятся в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

На практике возможна ситуация, когда стоимость бонуса указана в рекламном проспекте. Если же стоимость бонуса прямо не указана, то она определяется исходя из средневзвешенной цены товаров, которые могут быть получены покупателем в обмен на бонусы (п. AG 2 Руководства по применению КРМФО (IFRIC) 13).

Пример 

По условиям бонусной программы каждый покупатель за приобретение электронной техники в сентябре 2013 года получает бонусы из расчета 1 бонус за 100 руб. покупки. Бонусы можно использовать с 1 октября по 31 декабря для оплаты будущей покупки из расчета 10 руб. за 1 бонус.

В течение сентября компанией было реализовано продукции на 100 тыс. руб. и предоставлено 1000 бонусных баллов (100 тыс. руб. / 100 руб.). По опыту прошлых лет ожидается, что покупателями будет использовано 60 процентов бонусных баллов. В октябре покупатели использовали 300 бонусных баллов.

В сентябре в бухучете отражена выручка за реализованную технику в сумме 100 тыс. руб. Необходимо скорректировать эту величину на сумму выручки, относящейся к бонусам, которые будут реализованы в следующих периодах. Согласно подпункту (b) пункта AG 2 Руководства по применению КРМФО (IFRIC) 13, справедливая стоимость бонусных баллов принимает во внимание ту часть бонусных баллов, которая, как ожидается, не будет обменена клиентами на призы. Следовательно, величина корректировки равна 6000 руб. (1000 баллов × 10 руб. × 60%):

Дт «Выручка»
Кт «Обязательство по бонусам» 6000 руб.

В октябре отражается выручка от реализации товаров, переданных в обмен на бонусные баллы, в размере 3000 руб. (300 баллов × 10 руб.):

Дт «Обязательство по бонусам»
Кт «Выручка» 3000 руб.

 

Подготовлено по материалам журнала «МСФО на практике». 

 

logo

Простите, что прерываем чтение:

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Кроме того, редакция приготовила Вам благодарность за регистрацию
1 книгу на ЛитРес в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... или войти через соц.сети
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... или войти через соц.сети
Зарегистрироваться

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.