«…Как считать представительские при совмещении общей системы и “вмененки”?..»

557

«…Наша компания совмещает два вида деятельности: один находится на общей системе, другой – на «вмененке». Представительские расходы мы списывали исходя из 4 процентов общего фонда оплаты труда, не разделяя между режимами. Руководствовались пунктом 2 статьи 264 НК РФ, который не требует делить ФОТ по видам деятельности. Но сейчас во время проверки инспекторы утверждают, что при совмещении общей системы и «вмененки» из общих расходов на оплату труда сначала следует вычесть те, что относятся к ЕНВД, а уже от оставшейся части считать 4 процента. Естественно, разница получается огромная и недоимка большая. Все же как правильно считать представительские в нашей ситуации?..»

Из письма главного бухгалтера Елены Сидоровой, г. Пермь

Елена, позиция вашего инспектора выглядит логичной. С ней согласны и в Минфине, и один из опрошенных нами экспертов. Но, как ни странно, в ФНС полагают, что рассчитывать норматив следует от общего фонда оплаты труда. Есть аргументы и в защиту этого мнения.

Минфин: для нормирования берут зарплату на общей системе

Григорий Лалаев, заместитель начальника отдела департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, считает, что при нормировании исключать заработную плату, относящуюся к деятельности на ЕНВД, обязательно:

– В пункте 2 статьи 264 НК РФ сказано, что при нормировании представительских расходов используют показатель расходы на оплату труда за отчетный или налоговый период. Представительские расходы нормируются в целях налога на прибыль. Значит, в соответствии со статьей 11 НК РФ затраты на оплату труда следует использовать те, о которых идет речь в главе 25 НК РФ. В пункте 10 статьи 274 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД. Поэтому затраты на оплату труда, относящиеся к деятельности на «вмененке», при нормировании «представительских» не учитывают.

ФНС: нормировать надо исходя из всех расходов на оплату труда

Дмитрий Григоренко, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, уверен в правильности другого способа нормирования:

– Если точно неизвестно, к какому виду деятельности относятся представительские расходы, то их нужно разделить пропорционально доле доходов от деятельности на общем режиме в общей сумме доходов. После этого посчитать 4 процента от фонда оплаты труда в целом по компании и сравнить полученную сумму с представительскими расходами, относящимися к деятельности на общем режиме налогообложения. Таковы требования пункта 2 статьи 264 НК РФ.

Независимые эксперты: мнения разошлись

Роберт Гурдюмов, старший юрист ООО «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг», также считает, что проверяющие не правы:

– Если нельзя достоверно опередить, к какому виду деятельности относятся представительские расходы, то можно для начала посчитать норму в соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ по всем расходам. А затем уже сумму представительских расходов, которая попадает в норму, разделить пропорционально доходам от видов деятельности.

Сергей Зеленов, заместитель генерального директора ООО «ВБО Консалтинг», полагает, что инспекторы рассчитали норму представительских расходов правильно:

– В данном случае расходы на оплату труда для расчета нормы представительских расходов – это затраты, которые учитывают в целях налога на прибыль. То есть без учета расходов на оплату труда работников, которые заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД.

Наше мнение: безопаснее не учитывать оплату труда на «вмененке»

У компании есть основания рассчитывать «представительские» исходя из общего фонда оплаты труда, не исключая оттуда расходы по «вмененке». Ведь в Налоговом кодексе действительно нет специальных оговорок на этот счет. К тому же наличие противоположных мнений, в том числе среди чиновников, только лишний раз подтверждает, что здесь есть неустранимые неясности. А их следует толковать в пользу налогоплательщиков. К сожалению, судебная практика по этой проблеме еще не сложилась, поэтому налоговые риски слишком высоки.

Более безопасный вариант – рассчитывать норматив в два этапа. То есть сначала выяснить долю представительских расходов, относящихся к общей системе. А затем нормировать их исходя из расходов на оплату труда, которые относятся тоже к общему режиму. На наш взгляд, именно такой алгоритм логично вытекает из пункта 2 статьи 264 НК РФ. Хотя, еще раз подчеркнем, напрямую оттуда это не следует.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль