Чтобы при переезде бросить ненужные отделимые улучшения, можно оформить ликвидацию

463
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
Ликвидацию имущества понадобится обосновать
При прочем выбытии НДС восстанавливать не обязательно

Многие компании, въезжая в новый офис, получают лишь стены. За свой счет, а порой и своими силами они делают ремонт, прокладывают необходимые сети, устанавливают сигнализацию, железные двери и т. п. Тем самым офис обрастает «отделимыми улучшениями», которые обычно являются собственностью арендатора (ст. 623 Гражданского кодекса). Однако через некоторое время этот офис может стать слишком мал, велик, неудобен и т. д. Компания переезжает. При этом далеко не все установленное оборудование целесообразно забирать с собой.

Между тем может статься, что отделимые улучшения учтены как основные средства, амортизируются и к моменту переезда не самортизировались до конца ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Есть вариант передать их арендодателю. Но коммерческая служба может не позаботиться о переговорах с арендодателем о передаче ему этих улучшений. Либо арендодатель не пожелает принимать их на баланс. Тогда имущество оставляют в старом офисе. Однако просто бросить его не получится – необходимо отразить эту операцию в учете.

Как списать «брошенные» улучшения в налоговом учете

В такой ситуации имущество лучше ликвидировать и на этом основании списать. Для документального оформления понадобится создать комиссию, в которую включают и главного бухгалтера (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). Комиссия удостоверит невозможность дальнейшего использования актива. Списание основного средства оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств. При этом остаточная стоимость списанного имущества в налоговом учете учитывается в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса, письмо Минфина России от 09.07.09 № 03-03-06/1/454). Если, конечно, амортизация начислялась по линейному методу.

Как обосновать причину ликвидации

Загвоздка может быть в причине для ликвидации. В данном случае фактически это невозможность дальнейшего использования и нецелесообразность его переноса в новое арендуемое помещение. Но при такой причине риск спора с налоговиками достаточно велик. Как мы выяснили в Минфине, там не считают названные обстоятельства причиной для ликвидации имущества. Правда, в министерстве не опровергают, что списать основное средство по такому основанию можно. Но учесть в расходах для налога на прибыль остаточную стоимость «оставленного» имущества, по мнению чиновников, нельзя. Поэтому лучше найти другую причину, к примеру моральный и физический износ.

У проверяющих может возникнуть еще вопрос: почему компания не демонтировала имущество, а возникшие в результате этого материалы не использовала в деятельности. На этот случай стоит также подготовить обоснование, по какой причине компания не стала разбирать основное средство (например, запчасти морально и физически устарели, демонтаж стоит почти столько же или даже дороже, чем приобрести новые материалы, и др.).

Что делать с НДС

Также Минфин требует при любом выбытии имущества, кроме реализации и безвозмездной передачи, восстанавливать НДС с остаточной стоимости и платить налог в периоде подписания акта о списании основного средства (см., например, письмо Минфина России от 29.01.09 № 03-07-11/22). Однако в Налоговом кодексе перечень ситуаций, когда следует восстанавливать НДС, закрыт и о ликвидации актива там не говорится. Судебная практика сейчас также полностью на стороне налогоплательщиков (решение Высшего арбитражного суда РФ от 23.10.06 № 10652/06).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль