Налоговики не вправе отвечать на жалобу доначислениями

1785

Если компания обжаловала решение инспекции в налоговое управление, там могут исправить ошибку подчиненных исключительно в пользу компании, но никак не бюджета. Иначе говоря, управление не может увеличить сумму доначислений. К такому выводу пришел на минувшей неделе Президиум Высшего арбитражного суда (реквизиты постановлению будут присвоены позже).

Спор между инспекцией и компанией начался так. Компания «АЛРОСА» – крупнейший налогоплательщик – подала уточненные декларации по налогу на прибыль за 2003 и 2004 годы. Привлеченная миллионными суммами налога к уменьшению инспекция (МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Респуб­лике Саха (Якутия)) назначила выездную проверку этих двух периодов, хотя они уже один раз проверялись. Ревизия закончилась актом, фиксирую­щим недоимку почти на 170 млн рублей. Однако компания сумела убедить инспекцию отказаться от претензий по 2003 году (порядка половины предполагаемых доначислений). В результате рассмотрения возражений по акту инспекторы признали, что не было оснований повторно проверять этот период. По крайней мере явно такое право инспекторов из кодекса не следует (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Соответственно в решении по проверке этих сумм по 2003 году – около 80 млн рублей – уже не было.

С недоимкой по 2004 году компания также не согласилась и обратилась с жалобой в региональное УФНС. Но результат вышел обескураживающий. В управлении мало того что не приняли доводы компании по 2004 году, но и обязали уплатить ту самую «задолженность» за 2003 год.

Начались судебные разбирательства. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с компанией: вышестоящий налоговый орган принимает решение исключительно по жалобе налогоплательщика и не может ухудшать его положения (п. 2 ст. 140 НК РФ). В суде кассационной инстанции посчитали иначе: налоговики вправе изменить решение нижестоящей инспекции в части, не связанной с содержанием жалобы. К счастью, Президиум Высшего арбитражного суда встал на сторону компании. Кстати, судья Олег Наумов отметил: подобная практика – запрет ухудшать положение налогоплательщика в ответ на его жалобу – установлена почти везде в мире. Исключения – несколько стран, например Германия. Правда, там налоговики должны предупреждать о том, что в результате рассмотрения жалобы претензии могут вырасти.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль