Как уберечься от доначислений и штрафов тем, кто применяет скидки

387

Многие торговые сети для привлечения покупателей используют скидки, существенно снижая цену. Если она отклоняется от среднерыночной более чем на 20 процентов, есть вероятность, что инспекция при проверке привлечет компанию к ответственности. Как обезопасить себя от претензий налоговых органов?

Путь инспекции к рыночной цене тернист

Руководством для исчисления рыночных цен служат пункты 4–11 статьи 40 Налогового кодекса. При этом во внимание принимают сделки между взаимонезависимыми лицами либо между зависимыми, если их отношения не повлияли на финансовую сторону вопроса. Рассматриваются договоры, заключенные на сопоставимых условиях (по количеству товара, срокам исполнения и т.п.). Если сделок с идентичными или однородными товарами нет или о них ничего не известно, для расчета используется метод цены последующей реализации или затратный. Результаты подтверждают официальными источниками информации или биржевыми котировками. Как видим, определить рыночную цену непросто. Далеко не по всем товарам сведения доступны, часто вообще невозможно что-либо узнать о сделках по идентичным и однородным товарам, тем более на сопоставимых условиях.

Скидка более чем на 20 процентов – еще не повод доначислять компании доход и соответственно налог. В закономерности крупной скидки можно и нужно убедить проверяющих, для чего можно воспользоваться пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса.

На вооружении – судебная практика

Если вы снизили цену и опасаетесь, что налоговики могут истолковать ситуацию не в вашу пользу, лучше подстраховаться и мотивировать скидки. Причиной может быть ухудшение качества изделия или моральное старение.

Если инспекторы доначислили доход, еще не все потеряно. Внимательно изучите материалы проверки. Установить рыночную цену нелегко, и если контролеры не привели сведения о состоянии рынка, расчет или ссылку на официальные источники, не бойтесь обращаться в суд. Факта неподтверждения рыночных цен достаточно, чтобы штрафные санкции были отменены. Официальными источниками о рыночных ценах, по мнению ФАС Северо-Западного округа, не могут служить:

– коммерческие организации, в компетенцию которых не входит статнаблюдение за уровнем цен (постановление от 08.01.02 № А56-10576/01);
– органы власти (постановление от 17.04.01 № А26-4221/00-02-04/242);
– наиболее высокая из цен самой компании (постановление от 03.06.05 № А56-43517/04);
– отраслевые методики расчета рыночных цен (постановление от 31.07.01 № А05-1775/01-128/20);
– торгово-промышленная палата (постановление от 13.05.02 № А56-859/02);
– среднестатистические данные органов статистики (постановление от 01.04.02 № А13-5339/01-15).

Источники, которые принимаются в качестве обоснования рыночной цены, по мнению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, таковы:

– официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии таких сделок – информация о котировках на другой бирже (постановление от 23.06.03 № А05-15248/02-879/22);
– информация госорганов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов, расположенных на соответствующей территории (постановление от 15.01.01 № А42-4940/99-12-212/00);
– информация о рыночных ценах, опубликованная в СМИ;
– представление компанией отчета независимого оценщика, содержащего подробное описание процедуры и методов оценки рыночной стоимости и непредставление инспекцией официальных сведений, опровергающих данный расчет (постановление от 27.12.02 № А56-11159/02).
– данные маркетингового исследования – определение рыночной цены независимой оценочной компанией, действующей на основании лицензии (постановление от 04.07.2000 № 2199).

Страховка на случай кризиса

Если причина скидок – финансовый кризис, в маркетинговой политике полезно отразить возможность снижения цены в случае тяжелого экономического положения компании. Доказательством плачевной ситуации может быть убыток по итогам прошлого года. Чтобы подстраховаться от проблем с налоговой и обосновать снижение цены, можно подготовить документы, подтверждающие низкие цены: разработать правила, предусматривающие порядок определения стоимости (например, определить формулу расчета цены, учитывающую дополнительные условия); провести исследование ситуации на рынке, которое подтвердит снижение рыночных цен в регионе на соответствующие товары за определенный период. Маркетинговая политика и все вносимые в нее изменения утверждаются приказом директора.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль