Как доказать инспекторам, что ТТН и путевой лист обязательны не всегда и не для всех

1170
Прошло полгода со дня вступления в силу Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта*. Этот документ до сих пор еще не привлек внимания финансистов. А зря! В Уставе думающий главбух может найти много норм, которые позволят легально оптимизировать документооборот и без особого труда отбиться от претензий налоговиков, требующих на любой груз оформлять ТТН и по каждой поездке заполнять путевой лист.

«Священная корова» налоговиков – ТТН

Согласно пункту 3 статьи 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, для перевозки не принимается. Форма и порядок заполнения транспортной накладной должны устанавливаться Правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 УАТ). В свою очередь, эти Правила должно утвердить правительство РФ (п. 3 ст. 3 УАТ). Это значит, что и форма, и порядок заполнения транспортной накладной должны быть утверждены российским правительством. В настоящее время применяется ТТН, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78, которое, кстати, никогда не публиковалось официально.

Несоответствие. С одной стороны, налогооблагаемую прибыль могут уменьшать только документально подтвержденные расходы (ст. 252 НК РФ), при этом документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством. С другой стороны, с 18 мая 2008 года и до утверждения Правил перевозок грузов применение утвержденной Госкомстатом формы ТТН не обязательно, поскольку этот документ не соответствует Уставу.

Не стоит совсем отказываться от оформления ТТН: этот документ содержит сведения, необходимые для предъявления претензий перевозчику. Однако из норм Устава прямо следует, что дефекты формы ТТН, заполненных после 18 мая 2008 года и до момента утверждения Правил перевозок грузов, не дают инспекторам и судьям оснований для отказа в признании расходов на такие перевозки.

КОГДА НЕ НУЖНА ТТН. Оформление ТТН не требуется при перевозке груза по договору фрахтования (п. 3 ст. 8 УАТ). Этот договор может заключаться в форме заказа-наряда (п. 4 ст. 18 УАТ). К фрахтованию относится перевозка как груза в сопровождении представителя грузовладельца, так и груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (п. 1 ст. 18 УАТ). Следовательно, оформлять ТТН не нужно, например, при вывозе строительных отходов со стройплощадки на полигон или к месту утилизации и в других подобных случаях.

Справедливости ради заметим, что еще с 2007 года Арбитражный суд Северо-Запада не поддерживал требований налоговиков обязательно составлять ТТН по операциям, связанным с доставкой товаров. Судьи разъясняли: документом, подтверждающим факт оприходования товаров, является товарная накладная, а не ТТН, которая является основанием для проведения расчетов за перевозку грузов (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.07 № А66-2420/2007; от 27.09.07 № А05-831/2007; от 17.09.07 № А42-7956/2006).

КСТАТИ. Для упрочения позиций во взаимоотношениях с инспекторами примите свой локальный акт, закрепляющий перечень грузов, при перевозке которых (в соответствии со спецификой вашего предприятия) не требуется оформление ТТН.

Любимая «игрушка» инспекторов – путевой лист

При списании компанией стоимости ГСМ в расходы налоговые инспекторы Санкт-Петербурга требуют наличия заполненных путевых листов. Однако не каждая поездка любого автомобиля должна сопровождаться оформлением этого документа.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное регулирование в сфере транспорта, в порядке, установленном нашим правительством (п. 1 ст. 6 УАТ). Орган, о котором идет речь, – Минтранс. Однако в данном случае существенно то, что Минтранс может утверждать что-то, относящееся к путевым листам, не по собственной инициативе, а в порядке, предусмотренном правительством. Сейчас такой порядок каким-либо актом правительства РФ не установлен.

Несоответствие. Однако 21 октября 2008 года вступил в законную силу приказ Минтранса от 18.09.08 № 152, который утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Получается, что этот приказ не соответствует критериям, прямо предусмотренным в Уставе. Применявшаяся ранее форма путевого листа была утверждена не Минтрансом, а постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, т.е. с 18 мая 2008 года данный документ (по порядку его принятия) вступил в противоречие с нормами Устава.

Минтранс получил право утверждать только обязательные реквизиты путевого листа. Таким образом, Устав не ограничивает организации в их праве вносить в путевой лист дополнительные реквизиты. Это подтверждается и пунктом 8 приказа Минтранса.

Ответ на вопрос, кого и когда именно закон обязывает составлять путевой лист, мы находим в Уставе (ст. 6, 10 и 14 УАТ). Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 УАТ). Устав не определяет понятие «водитель», но если мы обратимся к ЕТКС, то увидим, что водитель – это лицо, основная должностная обязанность которого – управление транспортным средством.

Путевой лист оформляется перевозчиком (п. 1 ст.10 УАТ). Перевозчик – это юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки пассажира или груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также вверенный ему груз в пункт назначения (п. 13 ст. 2 УАТ). Запрещено осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (п. 2 ст. 6 УАТ).

КОГДА НЕ НУЖЕН ПУТЕВОЙ ЛИСТ. Из изложенного следует, что в тех случаях, когда транспорт используется не для перевозки пассажиров, багажа и грузов (пп. 12, 1 и 3 ст. 2 УАТ), оформлять путевой лист не обязательно. Это подтверждает и пункт 9 приказа Минтранса от 18.09.08 № 152.

Технический прогресс привел к тому, что достаточно часто в компаниях автомобили используются не для перевозки грузов, багажа или пассажиров, а в качестве средства передвижения руководства фирмы и «разъездных» лиц. Все эти сотрудники не являются водителями, их должностные обязанности совершенно другие. Автомашина в подобных случаях выступает только в качестве средства, которое позволяет повысить эффективность труда и понизить заболеваемость работников.

В тех случаях, когда собственные или арендованные автомашины используются не для перевозки пассажиров, грузов или багажа (в том смысле, который определен в ст. 2 УАТ, а не в том, какой имеют в виду инспекторы), фирмы вправе не составлять путевые листы и не руководствоваться упомянутым выше приказом Минтранса. Требование инспекторов об обязательном наличии в таких случаях именно путевых листов (а не иных документов) для списания расходов на ГСМ, понесенных после 17 мая 2008 года, не основаны на Уставе, а значит, незаконны.

* Утвержден Федеральным законом от 08.11.07 № 259-ФЗ, вступил в силу 18.05.08.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль