Как ФНС относится к нормам, позволяющим законно экономить налог на прибыль

282
Нам удалось получить материалы внутреннего совещания ФНС России, где региональным налоговым управлениям дали наставления от начальства. О том, как будут действовать инспекторы в ряде спорных ситуаций, мы рассказали на стр. 14–15. А здесь практически дословно с небольшими сокращениями публикуем ответы ФНС на предложения региональных налоговиков внести те или иные изменения в действующее законодательство. В этих ответах налоговая служба выразила свое отношение к нормам закона, которые к неудовольствию проверяющих слишком выгодны для компаний.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 1

ОГРАНИЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПРИ ЛИЗИНГЕ

Применяя ускоренную амортизацию, лизингодатель (балансодержатель) ежемесячно учитывает амортизацию в составе расходов, связанных с производством и реализацией, а лизингополучатель относит эти суммы амортизации в виде лизинговых платежей в состав прочих расходов единовременно. Таким образом, ускоренную амортизацию применяют одновременно два налогоплательщика, получая при этом налоговую выгоду, в виде неуплаты налога на прибыль. В регионах сложилась арбитражная практика не в пользу налоговых органов.

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Внести изменения в подпункт 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ в части конкретизации формулировки соответствующих расходов и исключения получения необоснованной льготы.

Позиция ФНС России. Знаем, что лизинг в настоящее время иногда используется для подмены отношений по договору купли-продажи, режим амортизации которых более жесткий. Но бороться с этим надо не отменой льготы по поддерживаемому государством направлению, а ограничением круга сделок, которые для налогообложения квалифицировались бы как лизинг. Как минимум речь должна идти о сделках по договорам, срок лизинговых платежей по которым составляет не менее срока полезного использования по группе, деленного на три. И никаких досрочных выкупов. А еще лучше – с требованием равномерности платежей (ограничение по разбросам сумм). И тогда механизм заработает. При каждом удобном случае мы эту идею продвигаем.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 2

ЗАПРЕТИТЬ ПРИЗНАВАТЬ ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТАМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе по долговым обязательствам, связанным с приобретением основных средств.

Пунктом 1.1 статьи 259 НК РФ предусмотрено единовременное списание в состав расходов 10?процентной амортизационной премии по приобретенным основным средствам.

Таким образом, у налогоплательщика в отношении основных средств имеется двойная льгота. Кроме того, в результате применения данных льгот не только возникают разницы с бухгалтерским учетом по первоначальной стоимости, но и несоизмеримые убытки в налоговом учете.

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Необходимо внести изменения в статьи 265, 269 НК РФ в части исключения из состава внереализационных расходов процентов по долговым обязательствам, связанных с приобретением основных средств.

Внести изменения в статью 257 НК РФ в части определения первоначальной стоимости основного средства.

Позиция ФНС России. Ваше желание ужесточить законодательство, сделав его между прочим более логичным, можно только приветствовать. Но влиять на законодателя в этой части достаточно сложно, поскольку такова его воля. Вопросы о целесообразности уменьшения объемов этих преференций из Минфина России не поступают.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 3

ОГРАНИЧИТЬ ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ФОРМИРОВАТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРАТ

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Необходимо привязать указанную норму к статье 252 НК РФ с целью исключения ситуаций отнесения всех расходов к косвенным.

Позиция ФНС России. Разделом 2.1 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусмотрено, что налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. Согласно разделу 3 Концепции, сближение налогового и бухгалтерского учетов определено одним из составляющих этапа развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. Снижение затрат на формирование налоговой отчетности путем существенного сближения правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета предусмотрено также Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006–2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р.

Однако реальных шагов по реализации Концепции пока не осуществляется. Мы пытаемся хоть как-то запустить этот процесс и включиться в программы. Но мы видим свою задачу несколько шире, чем простое сближение.

Нам нужно так сблизиться, чтобы изменения и разночтения актов бухгалтерского учета не влияли на объем поступлений и не мешали нам работать.

Поэтому сближение мы видим и как минимум, и как максимум в одинаковости учетной политики при формировании как прямых и косвенных расходов, так и стоимостей объектов учета и применении одинаковых методов при списании выпущенной, готовой и реализованной продукции и проданных товаров.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 4

СНОВА УВЕЛИЧИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Утверждена форма декларации по налогу на прибыль, не позволяющая в полной мере осуществлять камеральный контроль.

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Внести изменения в части включения приложений и строк в них как в форме декларации, утвержденной приказом МНС России от 11.11.03 № БГ-3-02/614.

Позиция ФНС России. Сразу скажем, что общая политика направлена на сокращение представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности. Поэтому в части налога на прибыль мы видим сокращенные до минимума декларации в течение года и попробуем доказать необходимость максимального расширения данных по году, причем так, чтобы они в максимальной степени соответствовали бухгалтерским показателям отчетности (что-то типа формы 5 приложения к бухгалтерскому балансу). Это нам должно помочь выявлять «болевые точки» организаций для выездных проверок.

Также нами ведется работа по легализации льгот в качестве таковых, что должно помочь оперативно отслеживать имеющиеся в главе 25 НК РФ и используемые налогоплательщиками преимущества.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль