Как ФНС относится к нормам, позволяющим законно экономить налог на прибыль

281
Нам удалось получить материалы внутреннего совещания ФНС России, где региональным налоговым управлениям дали наставления от начальства. О том, как будут действовать инспекторы в ряде спорных ситуаций, мы рассказали на стр. 14–15. А здесь практически дословно с небольшими сокращениями публикуем ответы ФНС на предложения региональных налоговиков внести те или иные изменения в действующее законодательство. В этих ответах налоговая служба выразила свое отношение к нормам закона, которые к неудовольствию проверяющих слишком выгодны для компаний.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 1

ОГРАНИЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПРИ ЛИЗИНГЕ

Применяя ускоренную амортизацию, лизингодатель (балансодержатель) ежемесячно учитывает амортизацию в составе расходов, связанных с производством и реализацией, а лизингополучатель относит эти суммы амортизации в виде лизинговых платежей в состав прочих расходов единовременно. Таким образом, ускоренную амортизацию применяют одновременно два налогоплательщика, получая при этом налоговую выгоду, в виде неуплаты налога на прибыль. В регионах сложилась арбитражная практика не в пользу налоговых органов.

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Внести изменения в подпункт 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ в части конкретизации формулировки соответствующих расходов и исключения получения необоснованной льготы.

Позиция ФНС России. Знаем, что лизинг в настоящее время иногда используется для подмены отношений по договору купли-продажи, режим амортизации которых более жесткий. Но бороться с этим надо не отменой льготы по поддерживаемому государством направлению, а ограничением круга сделок, которые для налогообложения квалифицировались бы как лизинг. Как минимум речь должна идти о сделках по договорам, срок лизинговых платежей по которым составляет не менее срока полезного использования по группе, деленного на три. И никаких досрочных выкупов. А еще лучше – с требованием равномерности платежей (ограничение по разбросам сумм). И тогда механизм заработает. При каждом удобном случае мы эту идею продвигаем.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 2

ЗАПРЕТИТЬ ПРИЗНАВАТЬ ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТАМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе по долговым обязательствам, связанным с приобретением основных средств.

Пунктом 1.1 статьи 259 НК РФ предусмотрено единовременное списание в состав расходов 10?процентной амортизационной премии по приобретенным основным средствам.

Таким образом, у налогоплательщика в отношении основных средств имеется двойная льгота. Кроме того, в результате применения данных льгот не только возникают разницы с бухгалтерским учетом по первоначальной стоимости, но и несоизмеримые убытки в налоговом учете.

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Необходимо внести изменения в статьи 265, 269 НК РФ в части исключения из состава внереализационных расходов процентов по долговым обязательствам, связанных с приобретением основных средств.

Внести изменения в статью 257 НК РФ в части определения первоначальной стоимости основного средства.

Позиция ФНС России. Ваше желание ужесточить законодательство, сделав его между прочим более логичным, можно только приветствовать. Но влиять на законодателя в этой части достаточно сложно, поскольку такова его воля. Вопросы о целесообразности уменьшения объемов этих преференций из Минфина России не поступают.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 3

ОГРАНИЧИТЬ ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ФОРМИРОВАТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРАТ

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Необходимо привязать указанную норму к статье 252 НК РФ с целью исключения ситуаций отнесения всех расходов к косвенным.

Позиция ФНС России. Разделом 2.1 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусмотрено, что налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. Согласно разделу 3 Концепции, сближение налогового и бухгалтерского учетов определено одним из составляющих этапа развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. Снижение затрат на формирование налоговой отчетности путем существенного сближения правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета предусмотрено также Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006–2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р.

Однако реальных шагов по реализации Концепции пока не осуществляется. Мы пытаемся хоть как-то запустить этот процесс и включиться в программы. Но мы видим свою задачу несколько шире, чем простое сближение.

Нам нужно так сблизиться, чтобы изменения и разночтения актов бухгалтерского учета не влияли на объем поступлений и не мешали нам работать.

Поэтому сближение мы видим и как минимум, и как максимум в одинаковости учетной политики при формировании как прямых и косвенных расходов, так и стоимостей объектов учета и применении одинаковых методов при списании выпущенной, готовой и реализованной продукции и проданных товаров.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 4

СНОВА УВЕЛИЧИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Утверждена форма декларации по налогу на прибыль, не позволяющая в полной мере осуществлять камеральный контроль.

Решение, предлагаемое региональными УФНС. Внести изменения в части включения приложений и строк в них как в форме декларации, утвержденной приказом МНС России от 11.11.03 № БГ-3-02/614.

Позиция ФНС России. Сразу скажем, что общая политика направлена на сокращение представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности. Поэтому в части налога на прибыль мы видим сокращенные до минимума декларации в течение года и попробуем доказать необходимость максимального расширения данных по году, причем так, чтобы они в максимальной степени соответствовали бухгалтерским показателям отчетности (что-то типа формы 5 приложения к бухгалтерскому балансу). Это нам должно помочь выявлять «болевые точки» организаций для выездных проверок.

Также нами ведется работа по легализации льгот в качестве таковых, что должно помочь оперативно отслеживать имеющиеся в главе 25 НК РФ и используемые налогоплательщиками преимущества.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль