ЕНВД: распределяем численность персонала между видами деятельности

323
Некоторые «вмененщики» в качестве физического показателя для расчета единого налога берут количество работников. Для тех, кто сочетает несколько видов деятельности, важно корректно включить в этот показатель административно-управленческий аппарат и иных работников, косвенно или частично принимающих участие в деятельности, облагаемой ЕНВД. Задача непростая, учитывая, что мнение Минфина ежегодно меняется, а петербургские налоговики, высказав свою позицию в далеком 2004-м, больше не повторяются…

Отослали к Росстату

При определении среднесписочной численности плательщики ЕНВД должны руководствоваться разъяснениями Росстата (письма Минфина России от 06.09.07 № 03-11-05/216, от 17.07.07 № 03-11-04/3/273). Однако алгоритм расчета, утвержденный постановлением Росстата от 20.11.06 № 69 (см. форму № П-4), не адаптирован для «вмененки». Среди «вмененщиков», определяющих этот показатель, есть те, которые используют в разных видах деятельности одних и тех же работников или имеют в своем штате работников, занимающихся общим обеспечением деятельности (административно-управленческий и вспомогательный персонал).

У Минфина и налоговиков нет четкого мнения

Традиционно считалось, что численность таких работников нужно распределять между видами деятельности (п. 6 ст. 346.26 НК РФ). Петербургские налоговики высказывали мнение, что среднесписочную численность администрации и вспомогательного персонала, участвующих одновременно в нескольких видах деятельности, нужно распределять пропорционально среднесписочной численности или размеру выручки за налоговый период по каждому виду деятельности (письмо УФНС России по Санкт-Петербургу от 27.05.04 № 07-08/11271).

Однако в последнее время Минфин, радея о пополнении казны, не разрешает распределять количество работников, занятых одновременно в нескольких видах деятельности (письма Минфина России от 04.04.08 № 03-11-05/83, от 06.09.07 № 03-11-05/216). Такая позиция понятна: в главе 26.3 кодекса отсутствует механизм определения этого показателя. Более того, финансисты отвергают возможность распределения численности управленческого и вспомогательного персонала между видами деятельности: в письмах от 31.05.07 № 03-11-04/3/184 и от 28.11.06 № 03-11-05/257 ее рекомендуют прибавлять к количеству работников, занятых в услугах, подпадающих под ЕНВД. При этом тот факт, что администрация только отчасти занята во «вмененной» деятельности, просто игнорируют.

Суды не допускают дискриминацию «вмененщиков»

Такое отрицание, по нашему мнению, противоречит статье 3 Налогового кодекса – оно вызывает двойное налогообложение доходов, полученных от различных видов деятельности, где используется труд одних и тех же работников, и ведет к дискриминации «вмененщиков».

Зачастую суды не находят ос-нований для учета численности управленческого и вспомогательного персонала: деятельность данных лиц не связана с оказанием бытовых услуг населению (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.06 № А52-988/2006/2). Суды положительно относятся к утвержденным спискам работников, которые осуществляют деятельность, облагаемую ЕНВД.

Работников «делят» тремя способами

Первый. Общую численность работников, включая администрацию и вспомогательный персонал, распределяют пропорционально «вмененной» выручке в ее общем объеме.

Второй. Общую численность распределяют пропорционально времени, фактически затраченному работниками на осуществление деятельности, облагаемой ЕНВД (возможно по алгоритму, указанному в п. 90.3 и 91 постановления Росстата от 20.11.06 № 69).

Сотрудников, одновременно задействованных во всех видах деятельности, следует считать как работающих неполное рабочее время. Этот способ возможен только при условии раздельного учета рабочего времени сотрудников, одновременно занятых в нескольких видах деятельности. Можно использовать два подхода:

1) фиксировать фактическое время, затраченное на деятельность, подпадающую под ЕНВД, на основе заказов-нарядов или табелей, журналов, графиков, где отражаются все операции и время, затраченное на их осуществление;

2) распределять рабочее время каждого сотрудника между видами деятельности на основании приказов, графиков, трудовых договоров и пр. Отметим, что существуют судебные решения «за» и «против» такого подхода.

Третий. За облагаемыми и не облагаемыми ЕНВД видами деятельности на основании приказов, штатного расписания и т.д. закрепляют определенных сотрудников. Численность работников, непосредственно не осуществляющих тот или иной вид деятельности (управленцы и обслуживающий персонал), распределяется пропорционально их среднесписочной (средней) численности. Такой способ в свое время рекомендовали чиновники (см. письмо Минфина России от 18.03.03 № 04-05-12/21).

Решение проблемы

Письма Минфина ненормативны. В спорах с налоговыми органами необходимо учесть следующее.

1. Минфин в письме от 07.08.07 № 03-02-07/2-138 указал на то, что его письменные рекомендации по вопросам применения налогового законодательства не являются нормативными правовыми актами и не обязательны для исполнения. Они носят разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки Минфина.

2. В письме ФНС России от 14.09.07 № ШС-6-18/716 чиновники обращают внимание: письма Минфина по конкретным или общим вопросам, содержащимся в обращениях граждан и организаций, не устанавливают обязательных для налоговых органов правил поведения. Следовательно, соблюдения этих правил нельзя требовать и от налогоплательщиков.

3. Арбитражные суды не связаны положениями писем Минфина и ФНС России, поскольку они не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Способ распределения выбираем сами. Поскольку порядок распределения физических показателей в кодексе не определен, а обязанность вести раздельный учет установлена (п. 7 ст. 346.26 НК РФ), «вмененщики» могут самостоятельно выбрать способ распределения персонала и закрепить его в учетной политике.

Это мнение подтверждается и письмом Минфина России от 27.08.07 № 03-11-04/3/333, и многочисленными положительными решениями арбитражных судов. Рекомендуем игнорировать частные разъяснения чиновников Минфина, идущие вразрез со сложившейся практикой, и не забывать о налоговом принципе: «…все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика…» (п. 6 ст. 346.26, п. 7 ст. 3 НК РФ).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль