Манипуляции с машинами, которые ускорят списание расходов

284
Подготовлено в сотрудничестве с журналом «Практическое налоговое планирование»
С этого года амортизация начисляется без пониженного коэффициента 0,5 по автомобилям дешевле 600 тыс. рублей и по микроавтобусам стоимостью меньше 800 тыс. рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). В эту ценовую нишу попадают только отечественные легковые автомобили и низший класс иномарок. Приобретая автомобиль даже среднего класса, компаниям приходится применять понижающий коэффициент. Однако есть способы его обойти.

Это актуально и для компаний, уже имеющих на балансе автомобили, остаточная стоимость которых на 1 января была меньше 600 тыс. (800 тыс. – для микроавтобусов). Минфин запретил по ним с 1 января 2008 года изменять порядок начисления амортизации (письмо от 18.01.08 № 03-03-06/1/11).

Установить допоборудование на автомобиль лучше после принятия его на учет

Компания приобрела легковой автомобиль среднего класса стоимостью чуть меньше 600 тыс. рублей. Для нормальной эксплуатации и безопасности оснащает его дополнительными аксессуарами, например защитой картера, сигнализацией, антикоррозийным покрытием. По мнению чиновников, установка такого дополнительного оборудования – это расходы на доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования. Поэтому до принятия автомобиля на баланс увеличивает его первоначальную стоимость (письмо ФНС России от 09.10.06 № 02-6-09/151; см. также «УНП», № 40, 2007, стр. 10 «Налог на прибыль организаций. На наши с вами вопросы отвечает Константин Новоселов»).

НА ЦИФРАХ. Компания приобрела автомобиль стоимостью 580 000 руб. без НДС. Стоимость дооборудования (сигнализации и т. п.) – 40 000 руб. Поэтому первоначальная стоимость автомобиля, по которому он будет принят к налоговому учету, составит 620 000 руб. (580 000 + 40 000). Следовательно, компания будет обязана применить по нему понижающий коэффициент.

Чтобы пониженного коэффициента избежать, нужно оба действия развести по времени. То есть сначала принять на учет автомобиль, а потом уже устанавливать дополнительное оборудование.

Есть ли угроза, что налоговики посчитают это модернизацией и потребуют под этим предлогом увеличить первоначальную стоимость? В принципе придраться могут, конечно, к чему угодно, но мы считаем, что расходы на дополнительное оснащение можно учесть единовременно (если, конечно, оно не дороже 20 000 рублей). С таким подходом согласны и суды. Они отмечают, что установка дополнительного оборудования не изменяет нормативных показателей работы автомобиля. Поэтому не подпадает под признаки модернизации, которые определены в пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 19.12.07 № Ф09-10406/07-С3, Восточно-Сибирского округа от 21.06.07 № А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07).

Кроме того, такое оборудование является специальными съемными приспособлениями, которые в любой момент могут быть сняты. Поэтому должны учитываться как отдельные самостоятельные объекты основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.07.07 № Ф09-1460/07-С3).

Как обойти коэффициент по уже эксплуатируемым автомобилям

Решение такое – остаточную стоимость автомобиля превратить в первоначальную. Для этого продать автомобиль дружественной организации. А та его потом вернет обратно. В договоре купли-продажи нужно предусмотреть условие, по которому покупатель в течение, допустим, двух недель может вернуть имущество без объяснения причин. Такой возврат будет обратной реализацией, а значит, компания поставит машину снова на учет. Но уже по новой первоначальной стоимости, которая ниже 600 тыс. рублей. При этом в приказе руководителя о постановке возвращенного транспорта на баланс нужно обязательно сделать оговорку, что автомобиль компания будет использовать в своей хозяйственной деятельности.

НА ЦИФРАХ. Автомобиль числится в учете по остаточной стоимости 590 000 руб. На учет поставлен 1 июня 2007 года, к нему применяется понижающий коэффициент 0,5. 1 июля 2008 года компания продает его дружественной организации по остаточной стоимости за 696 200 руб., в том числе НДС – 106 200 руб. А 10 июля 2008 года покупатель возвращает его обратно. Первоначальная стоимость в налоговом учете теперь составит 590 000 руб.

Единственное, некоторые инспекторы в такой ситуации требуют включить в первоначальную стоимость автомобиля затраты на его регистрацию в ГИБДД. Но суды такие требования признают не соответствующими Налоговому кодексу (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.01.08 № Ф09-57/08-С3).

Оценка безопасности

Григорий Лалаев, советник отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– Дополнительное оборудование можно установить на автомобиль и после его принятия на учет. Если оно не влияет на технико-экономические характеристики автомобиля, расходы по его приобретению в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса не будут увеличивать первоначальную стоимость. Также налоговое законодательство не содержит ограничений в отношении амортизации автомобилей, которые были реализованы, а затем выкуплены или возвращены продавцу. В этом случае автомобиль принимается к учету по новой первоначальной стоимости.

Моя оценка безопасности обоих способов – 4 балла из 5.

Сергей Семенов, старший партнер ООО “Морган финанс”:

– На мой взгляд, в первом способе нет ничего опасного. Первоначальная стоимость автомобиля определена строго в соответствии с законом.

У второго способа риск минимальный. Если сделка будет носить единичный характер, доказать получение необоснованной выгоды инспекторам будет весьма и весьма непросто.

Моя оценка безопасности первого способа – 5 баллов из 5, второго – 4 балла из 5.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль