Трудовое законодательство

433

Затраты на охрану труда учитывают в составе прочих расходов

- Скажите, на основании какого документа мы можем расходовать средства на улучшение условий труда?

- Средства на охрану и улучшение условий труда, как правило, расходуют на выполнение мероприятий раздела «Охрана труда», который должен быть в коллективном договоре. А также в соответствии с соглашением по охране труда, которое вы оформляете как приложение к этому договору.

- А что делать, если такого договора в компании нет?

- В этом случае вам понадобится План мероприятий по улучшению условий труда. План составляет специальная комиссия, утверждаемая работодателем. Документ основывается на результатах аттестации рабочих мест. Главным условием расходования средств является фактическое улучшение условий труда работающих, высвобождение их с тяжелых и вредных работ. По статье 226 Трудового кодекса финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда работодатели должны осуществлять в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции.

- Мы учитываем эти расходы в составе прочих. Но хотелось бы все же уточнить, какие конкретно расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли?

- Посмотрите статью 212 Трудового кодекса. Там приведен вполне конкретный перечень расходов на обеспечение безопасности сотрудников. Это в том числе затраты на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, исследование микроклимата, температуры воздуха, относительной влажности, на представление информации о соответствии объектов санитарным правилам. Кроме того, статья 39 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает компании соблюдать все санитарные правила. Поэтому вы можете учесть все указанные затраты по обеспечению безопасности своих сотрудников в прочих расходах при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса).

Отсутствие своей вины при коллективной материальной ответственности придется доказывать в суде

- Руководство возложило вину за недостачу товаров на коллектив одного из наших магазинов. У меня вопрос по порядку привлечения к материальной ответственности работников этого магазина. Как быть, если некоторые из них не согласны с решением руководства и не признают своей вины в недостаче товаров?

- Как я понимаю, в вашей организации заключен договор о коллективной материальной ответственности работников за причинение ущерба...

- Да. Именно со ссылкой на этот договор директор утверждает, что сумму ущерба нужно распределить между всеми членами коллектива поровну. Я согласна, что ущерб есть - расхождения вскрылись при инвентаризации. Но далеко не все работники непосредственно занимаются товарами. Несправедливо делить вину поровну.

- Могу вам посоветовать одно: внимательно изучите договор. Он должен соответствовать требованиям статьи 245 Трудового кодекса. В ней четко прописано, в каких случаях можно возложить вину на коллектив, а также сказано, что для освобождения от материальной ответственности член такого коллектива должен доказать отсутствие своей вины.

- То есть, как я понимаю, коллективная ответственность не является полной и окончательной «уравниловкой»?

- Окончательным в этом вопросе может быть только решение суда. Подобная позиция высказана в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16.11.06 № 52. В пункте 14 сказано, что, определяя размер ущерба, подлежащего возмещению каждым из работников, суду необходимо учитывать степень вины каждого члена коллектива, размер месячной тарифной ставки, время, которое работник фактически проработал в составе коллектива за период последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба. Так что у ваших сотрудников всегда есть шанс, что суд примет их сторону.

Затраты на спецодежду не всегда можно признать в расходах

- Новые работники отказываются использовать спецодежду, которая уже была в употреблении, но срок ее пригодности не истек. Нельзя ли эту спецодежду при увольнении работника не изымать у него, а просто вычитать ее стоимость при окончательном расчете?

- Конечно, нельзя. Средства индивидуальной защиты компания приобретает и выдает работникам бесплатно. При увольнении сотрудник обязан сдать такую спецодежду. После проведения профилактических мер вы можете использовать ее заново: выдать ее или вновь пришедшим сотрудникам, или уже работающим.

- А мы можем стоимость этой одежды учесть в расходах?

- Этот вопрос скорее к налоговикам. Но могу сказать, что по статье 254 Налогового кодекса затраты на спецодежду относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Правда, выдавать спецодежду работникам можно только в пределах норм бесплатной выдачи, утвержденных для отдельных видов деятельности.

- Получается, что если мы будем выдавать новые средства индивидуальной защиты сверх этих норм, то мы не сможем учесть при расчете налога все комплекты спецодежды?

- Да, не сможете.

- Что же нам делать?

- Трудовой кодекс дает возможность превысить нормы (ст. 221 ТК РФ). Работодатель может установить нормы бесплатной выдачи спецодежды, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от опасных факторов производства. Для этого вам понадобится заявление от вашего профсоюза.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. Спецодежда, выдаваемая работникам в соответствии с законодательством, уменьшает налогооблагаемую прибыль (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), не облагается ЕСН и НДФЛ (письмо Минфина России от 23.04.07 № 03-04-06-01/128). Также со стоимости спецодежды не нужно начислять НДС, так как она не передается в собственность сотруднику.

В компании должен быть специалист по охране труда

- Я руковожу компанией, оказывающей услуги по ремонту сложной бытовой техники. Недавно к нам пришел государственный инспектор труда и предписал ввести должность специалиста по охране труда. Зачем нам такой специалист? У нас работает всего 63 человека, и вот уже 11 лет не было травм и аварий.

- А с чем был связан визит инспектора?

- В трудовую инспекцию поступила жалоба на слабое освещение и плохую вентиляцию. Но я считаю, эта жалоба безосновательна.

- Но в результате проверки факт плохого освещения подтвердился и вам по нему было сделано предписание?

- Да.

- Тогда тем более предписание о введении дополнительной штатной единицы обоснованно и, кроме того, абсолютно законно. По статье 217 Трудового кодекса на предприятии, численность которого превышает 50 человек, следует создать службу охраны труда, возложить эти обязанности на руководителя или ввести должность специалиста по охране труда. Такой сотрудник может работать и по совместительству, но он обязан пройти обучение в учебно-методическом центре по охране труда, который имеет лицензию и по окончании курса выдает удостоверение специалиста по охране труда.

* Валентин Николаевич Шилин, руководитель Государственной инспекции труда в Челябинской области, государственный советник РФ 3-го класса.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль