Категорию автомобиля определяем по Венской конвенции

868
Категория транспортного средства, указанная в технической документации на автомобиль, не всегда соответствует его типу. Поскольку ставки налога определяются в зависимости от типа транспорта (легковой, грузовой, автобус), вопрос, к какой категории следует отнести автомобиль, – один из самых актуальных для владельцев. Разберемся, чем следует руководствоваться в спорных ситуациях.

Законы молчат – читаем Конвенцию

Глава 28 Налогового кодекса не устанавливает критерии отнесения того или иного транспортного средства к определенной категории. В законе Санкт-Петербурга от 04.11.02 № 487-53 также ничего не сказано об этой проблеме, равно как и в областном законе от 22.11.02 № 51-оз.

Решил или почти решил этот вопрос Минфин России. В своем письме от 22.11.05 № 03-06-04-02/15 он предложил руководствоваться Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (опубликова- на в Приложении № 3 к приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» от 23.06.05 № 496/192/134).

Из Сравнительной таблицы следует, что к грузовым автомобилям (категория «С») относятся предназначенные для перевозки грузов механические транспортные средства, максимальная масса которых: а) более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн; б) более 12 тонн. К легковым автомобилям (категория «В») относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки: а) пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме сиденья водителя; б) грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонны.

Налоговики рекомендуют Конвенцию...

При определении категории автомобиля в спорных ситуациях следует руководствоваться Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 № 5938-VIII (так называемой Венской конвенцией). УФНС по Ленобласти при определении категории, например, автомобилей ГАЗ-2705 (письмо от 18.01.07 № 06-05-1/00610@) и ГАЗ-3221 (письмо от 25.01.07 № 06-05-1/00938@) исходит из положений этого документа.

НА ЦИФРАХ. На балансе организации числится автомобиль ГАЗ-3221, в паспорте которого указана категория «В». Разберемся, к какой категории отнесет налоговая инспекция данное транспортное средство.

В строке 3 паспорта указан тип автомобиля ГАЗ-3221 – «автобус». Во второй части VIN (идентификационного номера) в паспорте также определено, что данное транспортное средство является автобусом.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава...», а также пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, вторая цифра которого говорит о типе автомобиля. Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» – легковой автомобиль; «2» – автобусы; «3» – грузовые; «7» – фургоны; «9» – специальные. В строке 2 паспорта транспортного средства ГАЗ-3221 вторая цифра условного цифрового обозначения – 2, означающая, что автомобиль этой марки является автобусом.

Таким образом, областные чиновники считают: при расчете транспортного налога следует исходить из того, что автомобиль марки ГАЗ-3221 является автобусом.

...А арбитры рассматривают совокупность факторов

Арбитры Северо-Западного округа также рекомендуют обращаться к Венской конвенции. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.06 № А05-21211/05-26 судьи подтвердили, что категория автомобиля может быть определена на основании характеристик, приведенных в Сравнительной таблице категорий транспортных средств. Аналогичное мнение высказано и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.06 № А05-7413/2006-9.

При рассмотрении подобных дел суды руководствуются всей совокупностью имеющихся документов и представленных доказательств. Поэтому, если

вы не согласны с мнением налоговиков, советуем отстаивать свою позицию в суде. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.06 № А56-43379/2005 арбитры согласились с налогоплательщиком и подтвердили, что основания для отнесения автомобиля ГАЗ-3221 к автобусам нет, это легковой автомобиль. А довод налоговой инспекции о том, что для целей классификации автотранспортных средств следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025 270-66, суд отклонил, поскольку она разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения.

Подведем итоги

При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться следующими нормами:

1) Венской конвенцией о дорожном движении;

2) Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (Приложение № 3 к приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.05 № 496/ 192/134).

3) сведениями о категории и типе транспортного средства, которые содержатся в регистрационных документах, документах, удостоверяющих право собственности, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении (письмо Минфина от 16.03.06 № 03-03-04/1/246).

НАШ СОВЕТ. При наличии противоречий в сведениях о категории автомобиля следует заменить регистрационные документы или сделать соответствующую отметку в техническом паспорте (см. приказ МВД России от 27.01.03 № 59). Перевод категорий транспортных средств в категории, соответствующие классификации Конвенции о дорожном движении, производится согласно совместному приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств»

от 23.06.05 № 496/192/134 в соответствии со Сравнительной таблицей.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль