Когда за расчет транспортного налога берется суд

670

Анализ судебной практики показывает, что проблемы с определением ставки транспортного налога схожи практически во всех федеральных округах.

Легковой или грузовой?

«Газели», внедорожники, небольшие фургоны - по таким машинам чаще всего возникает проблема с определением категории транспортного средства. Дело в том, что в законодательстве четко не определены понятия легкового и грузового автомобиля, а ставки налога зависят именно от этих категорий (ст. 361 НК РФ).

Налоговики попытались решить проблему, указав в пункте 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ документы, которыми нужно пользоваться при определении типа автомобиля (рекомендации утверждены приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177). Это Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 и Конвенция о дорожном движении, заключенная в Вене 08.11.68. Но мало того что классификации в этих документах различаются, так налоговики еще и забывают об этих документах, чтобы заставить компанию платить налог по более высокой ставке.

Надо отдать инспекторам должное. Доказывая свою правоту, налоговики используют множество способов: направляют запросы производителям автомашин, изучают нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (утверждены Минтрансом России 29.04.03), а также различные межведомственные документы.

К примеру, в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа рассматривалась такая ситуация. В техническом паспорте автомобиля «ГАЗ-3221» была указана категория «В». Это означает, что машина, согласно Венской конвенции, относится к легковым автомобилям. Однако налоговики предъявили письмо от производителя, в котором со ссылками на отраслевые документы было указано, что данная машина является автобусом. Компании был доначислен транспортный налог. Налогоплательщик не согласился с действиями инспекции и обратился в суд. Арбитры заняли сторону организации и заявили: инспекторам не следует руководствоваться отраслевыми документами, которые разработаны не для целей налогообложения (постановление от 18.12.06 № А56-43379/2005).

Но данные техпаспорта не всегда спасают компанию. В постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в аналогичной ситуации с определением ставки по автомобилю «УАЗ-3962» арбитры отдали предпочтение позиции налоговиков (постановление от 19.02.07 № Ф04-9407/ 2006(30657-А67-40)).

Бывают случаи, когда, несмотря на все усилия сторон и суда, так и не удается достоверно установить, к какой категории относится транспортное средство. В подобных случаях арбитры трактуют все неустранимые сомнения в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Такие решения вы можете найти в постановлениях федеральных арбитражных судов Центрального округа от 15.02.07 № А23-2172/06А-18-147, Западно-Сибирского округа от 18.10.06 № Ф04-6867/2006 (27536-А81-15), Уральского округа от 26.02.07 № Ф09-869/07-С3.

Грузовой автомобиль или самоходная техника?

При определении категории транспортного средства сомнения возникают и у владельцев машин, не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования. Например, самосвалов и другой карьерной техники. Налоговики также пытаются приравнять такие автомобили к грузовым*.

Однако суды считают иначе. Исходя из положений Налогового кодекса, транспортный налог направляется на содержание и устойчивое развитие сети автомобильных дорог общего пользования. Ущерб, наносимый грузовыми машинами, компенсируется этим налогом. Однако машины, не предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования, не наносят им урона и, следовательно, не должны облагаться по тем же ставкам. Поэтому к такой технике должны применяться ставки, предусмотренные для других самоходных транспортных средств (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 26.03.07 № Ф09-1943/07-С3, Западно-Сибирского округа от 29.05.06 № Ф04-2986/2006 (22886-А27-15)).

* См. также «УНП» № 3, 2006, стр. 15 «Личный опыт. Налоговики в суде ссылались на Венскую конвенцию».

Если автомобиль не зарегистрирован в ГИБДД

Налоговики до сих пор не оставляют попытки взыскать налог с тех автомобилей, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Казалось бы, проблемы нет - статья 358 НК РФ четко указывает, что объектом налогообложения являются только зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства (то же подтверждает и письмо Минфина России от 06.05.06 № 03-06-04-04/15). Однако анализ арбитражной практики показал: налоговики и по сей день уверены, что налогообложение в данном случае не зависит от факта постановки автомобиля на учет в ГИБДД. По мнению инспекторов, неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает от уплаты транспортного налога.

К счастью, суды не поддерживают налоговиков. Арбитры со ссылкой на позицию Конституционного суда указывают, что компания не должна платить транспортный налог по тем машинам, которые не зарегистрированы в органах ГИБДД (определение от 14.12.04 № 451-О). Поскольку такое транспортное средство не допущено к участию в дорожном движении, то оно не воздействует на состояние дорог общего пользования. Следовательно, отсутствуют и экономические основания для начисления транспортного налога (постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 30.01.06 № А43-16227/2005-35-548, Северо-Западного округа от 14.12.06 № А05-7361/2006-22, Западно-Сибирского округа 05.03.07 № Ф04-2095/2006 (31851-А81-26)).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль