Межевание: расходы со всеми вытекающими...

733
В начале 2007-го в редакцию пришло несколько вопросов о межевании земли. Смоделируем типовую ситуацию. Организация оплатила в 2006 году работы по межеванию земельного участка, находя- щегося в госсобственности, на котором стоят принадлежащие ей здания. Межевание было проведено для оформления договора аренды с собственником земли. Бухгалтер задумался: куда отнести затраты по межеванию в 2006 году, если договор аренды заключен только в 2007-м?

Попутно возникают дополнительные вопросы: как правильно предъявить НДС к вычету по этим затратам – сразу в полном объеме или по частям? И в налоговый период какого года – 2006 или 2007 – при заключении договора аренды земельного участка включить расходы по межеванию?

В бухгалтерском учете

Работы по межеванию земельного участка для целей бухучета отражаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» как расходы по приобретению права на заключение договора аренды – об этом сказано в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) и в пункте 65 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Организация в своей учетной политике должна определить способ списания таких расходов. Было бы логично установить срок списания расходов по межеванию земельного участка равным сроку предполагаемого договора аренды.

Расходы подлежат признанию в бухучете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (п. 17 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Таким образом, несмотря на то что договор аренды в 2006 году не был заключен, работы по межеванию подлежат признанию в бухгалтерском учете в качестве расходов в 2006-м.

НДС без особых примет

Для определения правомерности включения НДС по таким расходам в состав налоговых вычетов необходимо помнить, что Налоговый кодекс не устанавливает никаких особых правил применения вычетов по затратам, являющимся расходами будущих периодов. Поэтому вычеты налога на добавленную стоимость по этим расходам следует осуществлять в общеустановленном порядке: при наличии должным образом оформленного счета-фактуры поставщика, при использовании приобретенных работ в деятельности, облагаемой НДС, и при принятии выполненных работ к учету.

При этом для целей исчисления НДС не важно, на каком счете бухгалтерского учета отражаются произведенные расходы. Важен момент выполнения работ, который подтверждается соответствующими актами, подписанными сторонами. Поэтому если работы произведены, то при выполнении всех вышеперечисленных условий организация имеет право предъявить к вычету всю сумму «входного» НДС, относящуюся к этим работам, независимо от того, когда их стоимость будет списана на затраты. Эта же позиция подтверждается арбитражной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.06 № А05-20023/05-18).

ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Обратите внимание, что районные налоговые инспекции Санкт-Петербурга придерживаются по данному вопросу прямо противоположной точки зрения: НДС можно предъявить к вычету только в момент списания стоимости работ на затраты. Но, с нашей точки зрения, такая позиция не основана на нормах Налогового кодекса, поэтому если дойдет до арбитража, суд будет на стороне налогоплательщика.

В налоговом учете

Для целей налогообложения прибыли работы по межеванию следует отразить в составе расходов в 2006 году: расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 НК РФ). Кроме того, эти расходы экономически обоснованы, документально подтверждены (при наличии всех необходимых документов) и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

ОСОБОЕ МНЕНИЕ. К сожалению, налоговые органы придерживаются иной позиции: в случае заключения договора аренды в 2007 году организация сможет включить работы по межеванию в состав расходов 2007 года только при условии, что в договоре аренды будет отдельно определен порядок принятия расходов, произведенных до момента заключения договора. В противном случае инспектор посчитает такие расходы документально не подтвержденными – отсутствует договор аренды (письмо ФНС России от 13.07.05 № 02-1-07/66).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль