Газета

Личный опыт. «Налоговики в суде ссылались на Венскую конвенцию»

  • 23 января 2007
  • 366

При проверке транспортного налога инспекторы особое внимание уделяют тому, правильно ли компания применяет налоговую ставку. А она, как известно, определяется в зависимости от того, к какой категории транспортных средств относится автомобиль. Если возникает спорный вопрос, то налоговики, как правило, причисляют машину к категории с более высокой ставкой налога. Но иногда это доходит до абсурда.

Компания, которая обратилась к нам за защитой, рассчитывала транспортный налог с автокранов как с самоходных машин и механизмов. Ставка налога по этой группе установлена в размере 15 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя (ст. 5 Закона Ульяновской области от 15.11.02 № 056-ЗО).

В 2006 году налоговики провели в отношении этой компании камеральную проверку декларации по транспортному налогу за 2005 год. К немалому изумлению бухгалтера фирмы, был доначислен налог, а также рассчитана сумма пеней и штрафов. Проверяющие указали, что при исчислении налога по автокранам должна использоваться ставка в размере 45 рублей в расчете на одну лошадиную силу, так как автокраны относятся к категории «грузовые автомобили».

Налоговики обосновали свою точку зрения тем, что автокран является специальной машиной, предназначенной для перевозки крана. А оборудование, которое перевозится специальными автомобилями, считается грузом. И при этом инспекторы сослались на старинный документ, весьма далекий от российской налоговой системы, - Соглашение о принятии единообразных условий, заключенное в Женеве 20 марта 1958 года! Дескать, поэтому автокран относится к грузовым автомобилям. Аналогичное мнение было высказано и Минфином России в 2005 году, в первоапрельском письме № 03-06-04-04/1. Это было похоже на шутку!

Компания, конечно, не согласилась с таким решением и обратилась в суд. Защищая интересы нашего клиента в суде, мы привели следующие аргументы. Во-первых, в женевском соглашении не упоминаются ни грузовые автомобили, ни автокраны, поэтому ссылка на данный документ неправомерна.

Во-вторых, автокран не является грузовым автомобилем согласно Общероссийскому классификатору основных фондов*, которым следует руководствоваться при определении категории автомототранспортных средств (п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177).

В-третьих, в Инструкции по заполнению формы налоговой декларации по транспортному налогу (утверждена приказом МНС России от 29.12.03 № БГ-3-21/724, отменена с отчетности за 2006 год. - Примеч. ред.) краны общего назначения отнесены к самоходным машинам и механизмам по коду 570 01. Грузовые же автомобили учитываются по коду 520 00.

В-четвертых, автокраны по своему техническому назначению не предназначены для перевозки грузов, что подтверждается их техническими паспортами. Краны не могут эксплуатироваться отдельно от автомобиля, следовательно, автомобили, на шасси которых находится крановая установка, не являются грузовыми.

Суд первой инстанции согласился с нашими доводами и признал недействительным решение налоговых органов (решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.06 № А72-3590/06-14/153).

Однако налоговики не успокоились. В апелляционной инстанции в поддержку своей позиции они сослались еще на один исторический документ - Конвенцию о дорожном движении, которая была заключена в Вене 8 ноября 1968 года. Данный документ, согласно Методическим рекомендациям по применению главы 28 НК РФ, также может быть использован для определения категории транспортных средств.

Но и в этот раз суд отклонил притязания налоговиков, так как в указанной конвенции вообще не фигурирует понятие «автокраны» (постановление Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.06 № А72-3590/06-14/153). Не поддержал налоговую инспекцию и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (постановление от 02.11.06 № А72-3590/06).

* Утверждена постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.