Налоговое планирование. Оптимизируем учет транспортных расходов

670

Бухгалтеры могут учитывать расходы на доставку покупных товаров для налога на прибыль по одному из трех вариантов. Первый вариант - признать такие расходы косвенными и списывать их единовременно. Второй вариант - признать расход прямым: включать доставку в стоимость товаров и учитывать в расходах по мере реализации товаров. Третий вариант - также признать расход прямым, но не включать доставку в цену товара, а списывать пропорционально стоимости товаров, реализованных в этом периоде.

Можно учесть сразу

Для торговых компаний прямыми расходами являются стоимость реализованных покупных товаров и расходы на их доставку, если они не включены в цену (ст. 320 НК РФ). В то же время Налоговый кодекс разрешает самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов (ст. 318 НК РФ). С этого года он является открытым. Не прописав в учетной политике транспортные расходы на доставку товаров в составе прямых затрат, компания может учесть их единовременно в полной сумме в периоде возникновения. Списав эти затраты как косвенные, она ничего не нарушит.

Однако в этой ситуации возможны претензии со стороны налоговиков. Они считают, что при включении потенциально прямых расходов в состав косвенных необходимо веское обоснование такого распределения затрат. Как выяснил эксперт «УНП» в управлении администрирования налога на прибыль ФНС России, при проверках налоговики будут обращать внимание на соответствие перечней прямых расходов, установленных кодексом и учетной политикой. Если причина, по которой компания отнесла прямые расходы к косвенным, не устроит проверяющих, то организации могут доначислить налог и пени.

Списываем по реализации

Во избежание споров с налоговиками в учетной политике можно предусмотреть один из двух способов учета расходов на доставку покупных товаров: транспортные расходы формируют стоимость имущества или учитываются отдельно. Такой порядок будет полностью соответствовать нормам статьи 320 НК РФ. При его применении претензии налоговиков исключены.

Но в любом из этих случаев транспортные расходы уменьшат налогооблагаемую прибыль только по мере реализации товаров. Стоимость нереализованных товаров в состав расходов не включается (ст. 320 НК РФ). Соответственно если транспортные расходы являются частью этой стоимости, то они также не войдут в расчет налога на прибыль. Если же расходы на доставку будут отдельной статьей прямых затрат, то их все равно нужно распределять на остаток нереализованных товаров. Какой из этих вариантов наиболее выгоден для организации? Рассмотрим каждый способ учета транспортных расходов на примере.

Пример 1.

На 1 апреля 2006 года числится остаток товаров в сумме 2300000 руб. и остаток транспортных расходов по их доставке - 115000 руб. Во втором квартале было закуплено две партии товаров. Одна - на сумму 2500000 руб., расходы на ее доставку составили 250000 руб. По второй партии товаров на сумму 2000000 руб. расходов на доставку не было. За отчетный период было реализовано товаров на сумму 4200000 руб. Согласно учетной политике, расходы на доставку в стоимость товаров не включаются.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, на которую можно уменьшить налогооблагаемую прибыль во втором квартале 2006 года. Алгоритм расчета приведен в статье 320 НК РФ.

1. Определяем сумму транспортных расходов, которая относится к остатку товаров на начало месяца и к приобретенным в течение месяца товарам, - 365000 руб. (115000 + 250000).

2. Определяем стоимость товаров, реализованных и оставшихся непроданными в течение месяца, - 6800000 руб. (4200000 + (2300000 + 4500000 - 4200000).

3. Находим средний процент - 5,37% (365000 руб./ 6800000 руб. x 100%).

4. Определяем сумму транспортных расходов, относящихся к нереализованным товарам. Стоимость нереализованных товаров на конец квартала составила 2600000 руб. (2300000 + + 4500000 - 4200000). Тогда расходы на доставку нереализованных товаров составят 139620 руб. (2600000 руб. x 5,37%).

Следовательно, сумма транспортных расходов, которые будут учтены при расчете налога на прибыль во втором квартале, составит 225380 руб. (115000 + 250000 - 139620).

Пример 2.

Сохраним условия предыдущего примера, за исключением того, что по учетной политике транспортные расходы учитываются в стоимости покупных товаров. Предположим, во втором квартале покупная стоимость товаров, реализованных из первой партии, составила 2200000 руб., из второй - 2000000 руб.

Поскольку транспортные расходы относятся только к одной партии товаров, они будут учитываться по мере ее реализации. Тогда покупная стоимость товаров на начало отчетного периода составит 2415000 руб. (2300000 + 115000), стоимость приобретенных товаров - 2750000 руб. (2500000 + 250000). Доля реализованных товаров в приобретенных и оставшихся нереализованными товарах будет равна 44,89% (2200000 руб./ (2300000 руб. + 2600000 руб.) x 100%).

Стоимость товаров, реализованных во втором квартале 2006 года с учетом транспортных расходов, составит 2318568,5 руб. ((2415000 руб. + 2750000 руб.) x 44,89%). Сумма транспортных расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль второго квартала, будет равна 118568,5 руб. (2318568,5 - 2200000).

***

По нашим расчетам, выгоднее определять транспортные расходы по среднему проценту. В этом случае их сумма, принимаемая в уменьшение прибыли, будет больше, чем в случае, когда транспортные расходы включаются в цену товаров. При планировании учета транспортных расходов нужно также обратить внимание на другие факторы. А именно: на скорость реализации товаров, сумму затрат на их доставку, соотношение этих расходов и покупной стоимости. Обратите внимание: выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль