Чем дальше в лес, тем... меньше НДФЛ

292
Если компания расположена в местах столь отдаленных, что туда не ходит никакой общественный транспорт, то Минфин России готов признать право сотрудников организации на налоговую поблажку. В письме от 01.06.06 № 03-05-01-04/142 финансовое ведомство заявило: в данном случае компании могут не удерживать налог на доходы физических лиц с сумм, которые идут на оплату услуг перевозчиков по доставке сотрудников к месту работы. Бухгалтеру такой организации новая позиция чиновников выгодна - не надо заботиться о персонифицированном учете пассажиров.

Если компания расположена в местах столь отдаленных, что туда не ходит никакой общественный транспорт, то Минфин России готов признать право сотрудников организации на налоговую поблажку. В письме от 01.06.06 № 03-05-01-04/142 финансовое ведомство заявило: в данном случае компании могут не удерживать налог на доходы физических лиц с сумм, которые идут на оплату услуг перевозчиков по доставке сотрудников к месту работы. Бухгалтеру такой организации новая позиция чиновников выгодна - не надо заботиться о персонифицированном учете пассажиров.

В глуши норма кодекса не работает

Напомним, что по общему правилу компания должна удерживать НДФЛ с подобных транспортных затрат. В Минфине считают, что работник, получая от работодателя право на бесплатный проезд к месту работы, на самом деле получает налогооблагаемый доход в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Поэтому работодатель должен вести персонифицированный учет таких выплат, учитывать доход каждого работника и перечислять с него в бюджет НДФЛ (такая позиция, в частности, отражена в письме Минфина России от 18.05.06 № 03-05-01-04/110; опубликовано в приложении «Официальные документы» № 22, 2006).

Еще совсем недавно финансовое ведомство настаивало на уплате налога и в том случае, если предприятие расположено на территории, куда невозможно добраться общественным транспортом (письмо Минфина России от 30.11.05 № 03-05-02-04/206). Теперь точка зрения ведомства изменилась в пользу предприятий, расположенных в труднодоступных местах.

С новым логическим подходом чиновников приятно согласиться. Если работник не может сам добраться до места работы, то ему никак нельзя засчитать в экономическую выгоду (то есть в доход) ту сумму, которую работодатель потратил на оплату «заказного» транспорта. А значит, и налоговой базы по НДФЛ не возникает. Такую позицию специалисты министерства обнародовали в письме № 03-05-01-04/142. Стало быть, бухгалтерии не нужно вести учет транспортных выплат по каждому сотруднику.

Как сосчитать пассажиров?

Однако у компаний, которые возят сотрудников по маршрутам, освоенным общественным транспортом, тоже возникают ситуации, когда персонифицированный учет не ведется (см., например, «УНП» № 22, 2006, стр. 9, «Коллективные перевозки НДФЛ не облагаются»). Как быть, если по этой причине невозможно определить налоговую базу?

На сей счет у Минфина есть рекомендация, изложенная в уже упомянутом прошлогоднем письме № 03-05-02-04/206. В нем чиновники предлагают бухгалтеру способ расчета по каждому работнику: «доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе данных табелей учета рабочего времени и тарифов транспортной организации, осуществляющей доставку работников».

На практике эту методику применить сложно. Предположим, у части сотрудников есть личные автомобили, на которых они ездят на работу. А некоторые работники пользуются бесплатным автобусом компании нерегулярно, иногда добираясь до места на электричке. Подчеркнем, что судебная практика подтверждает: налоговикам будет очень непросто доказать в суде, когда именно и сколько работников фактически пользовалось услугами «корпоративного» перевозчика. Так, Президиум ВАС РФ в пункте 8 информационного письма от 21.06.99 № 42 разъяснил, что компания не обязана удерживать подоходный налог с физических лиц, если не ведет персонифицированный учет расходов, которые приходятся на каждого конкретного сотрудника. Суды применяют эту позицию и к НДФЛ (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.05 по делу № А57-2297/05-5). А Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 12.07.01 по делу № А11-456/2001-К2-411 пришел к выводу, что не облагается НДФЛ доставка сотрудников на работу служебным транспортом. Вынося решение в пользу компании, суд, в частности, указал, что налоговики не смогли доказать, какое количество людей предприятие перевезло за проверенный период.

Подведем итог. Если доставка сотрудников на предприятие ведется там, где проторены пути обычного рейсового транспорта, и компания не хочет конфликтовать с налоговиками, то бухгалтеру все же необходимо наладить персонифицированный учет. Например, обязать пассажиров отмечаться в ведомости у водителя служебного транспорта. Соответственно доход сотрудников в натуральной форме будет зафиксирован и его надо облагать НДФЛ. Однако если учет не ведется, базы по налогу на доходы физлиц не возникает и по этому поводу у налоговиков возникнут претензии, то у компании есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль