Пени по авансам можно вернуть

448
Письмо Минфина России от 02.06.06 № 03-06-02-02/73«О возврате излишне взысканных пеней по авансовым платежам по транспортному налогу»(опубликовано в приложении «Официальные документы» № 22, 2006)
Письмо Минфина России от 02.06.06 № 03-06-02-02/73
«О возврате излишне взысканных пеней по авансовым платежам по транспортному налогу»
(опубликовано в приложении «Официальные документы» № 22, 2006)

Минфин России посчитал, что компании могут вернуть пени, взысканные с них за просрочку уплаты налоговых авансов по транспортному налогу в налоговых периодах, предшествующих 2006 году. Но выдвинул условие: возврат возможен, если суд признает региональный закон, устанавливавший авансовые платежи до 1 января 2006 года, недействующим. Такую точку зрения финансовое ведомство изложило в письме № 03-06-02-02/73. Но вернуть пени можно проще.

Незаконные авансы

Проблема, которой посвящено письмо № 03-06-02-02/73, связана с тем, что до 1 января 2006 года глава 28 «Транспортный налог» НК РФ не устанавливала отчетных периодов по этому налогу и не давала права устанавливать их региональным законодателям. Такая возможность появилась у них только с 1 января 2006 года в связи с вступлением в силу поправок, которые в главу о транспортном налоге внес Федеральный закон от 20.10.05 № 131-ФЗ.

Тем не менее во многих субъектах РФ региональные законы предусмотрели необходимость вносить авансовые платежи уже с самого начала действия главы 28 НК РФ. То есть с 2003 года. Такие законоположения не соответствовали Налоговому кодексу. Ведь в то время компания должна была исчислять налог исходя из базы за налоговый период (п. 1 ст. 55 НК РФ). А положения региональных законов, устанавливавшие не предусмотренные кодексом отчетные периоды, изменяли эту обязанность. То есть не соответствовали ему (подп. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ).

Однако налоговые органы на местах применяли положения именно таких законов и начисляли пени, если компании задерживали или вообще не перечисляли авансы.

Судьи не поддержали такой подход инспекторов. Президиум ВС РФ в постановлении от 11.05.05 № 32пв04 пришел к выводу, что подобные законоположения не соответствуют кодексу и нарушают права налогоплательщиков. Минфин России в письме от 13.02.06 № 03-06-04-02/02 согласился с этой позицией и сделал следующий вывод. До 1 января 2006 года не было оснований взыскивать пени за просрочку уплаты налоговых авансов.

Возник вопрос: а что делать тем плательщикам, которые эти пени уже уплатили либо налоговики их взыскали принудительно? Можно ли вернуть пени как излишне уплаченные (взысканные)? В письме № 03-06-02-02/73 Минфин России предложил свой вариант ответа.

Пени вернуть можно, но сначала обжалуйте закон

Финансовое ведомство согласно с тем, что пени можно вернуть. И даже привело развернутое обоснование этого вывода. В частности, специалисты ведомства обратили внимание на то, что пени можно начислять только за просрочку авансов, которые определяют на основе базы за отчетный период, который установлен в соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5). А не предусмотренные кодексом авансовые платежи к таковым не относятся.

Однако, по мнению чиновников, вернуть пени налоговики должны только в том случае, если суд признает недействующими положения закона о транспортном налоге, которые устанавливали авансовые платежи по нему в 2003-2005 годах.

Что это означает

В некоторых субъектах РФ суды уже признали такие положения незаконными. Помимо упомянутого выше постановления Президиума ВС РФ, касающегося закона о транспортном налоге в Приморском крае, такие же решения суды приняли по законам ряда других субъектов РФ. Например, в Амурской области (определение ВС РФ от 01.02.06 № 59-Г05-26), Ленинградской области (определение ВС РФ от 29.03.06 № 33-Г06-4), Пермской области (определение ВС РФ от 08.09.03 № 44-Г03-13).

Если в вашем регионе судьи уже вынесли подобное решение, достаточно будет сослаться на него в заявлении о возврате излишне взысканных или уплаченных пеней. Региональный закон в таком случае утрачивает силу для всех (п. 3 ст. 253 ГПК РФ). Если же этого не произошло, у компании есть два пути.

Проще всего дождаться, когда региональный закон обжалует кто-нибудь другой. И когда суд признает его недействующим, поступить, как написано выше. Заявление о возврате излишне взысканных пеней можно подать в течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о том, что взыскивать их не было оснований (п. 2 ст. 79 НК РФ). А в суд можно обратиться в течение трех лет с этого же момента. Мы считаем, что комментируемое письмо дает основание утверждать, что плательщик узнает об излишнем взыскании пеней не ранее момента, когда вступит в силу решение, в котором судьи признают недействующими «авансовые» положения регионального закона.

Тем, кто добровольно уплатил пени, этот способ явно невыгоден. В таком случае трехлетний срок будут исчислять с момента перечисления пеней (п. 8 и 11 ст. 78 НК РФ).

Такие плательщики могут сами обжаловать спорные положения. Обжаловать закон субъекта РФ как не соответствующий федеральному законодательству (в данном случае - кодексу) можно только в суд субъекта РФ (п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ). Арбитражным судам такой спор неподведомственен. Подать заявление об обжаловании регионального закона о транспортном налоге может сам налогоплательщик или соответствующий прокурор (п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, дела, по которым ВС РФ вынес определения № 33-Г06-4 и 44-Г03-13, возбуждены именно по заявлению прокуроров (их заместителей) субъектов РФ.

Если вы решите самостоятельно обжаловать закон, в заявлении целесообразно изложить, почему именно компания считает его не соответствующим кодексу. Аргументы мы привели выше. Нелишним будет приложить к заявлению и комментируемое письмо.

Можно поступить проще

Однако есть и более простой путь. Для этого сначала надо подать в инспекцию заявление о возврате переплаты, а затем обжаловать отказ или бездействие налоговиков в арбитражном суде.

Если налоговики станут ссылаться на письмо № 03-06-02-02/73, надо утверждать следующее. В этом письме Минфин сам признает, что пени не соответствовали кодексу. А суд, установив, что региональный закон не соответствует кодексу, должен решить дело на основании кодекса (ч. 2 ст. 13 АПК РФ). Поэтому может вернуть пени заявителю. Однако в этом случае другим компаниям тоже придется обращаться в суд. Ведь арбитры не будут признавать региональный закон недействующим.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль