Наставник для бухгалтера

1646

Из первых рук

От того, как пройдет адаптация на новом месте работы, во многом зависят будущие трудовые успехи специалиста. Это правило давно усвоили западные руководители, проверив на собственном опыте, что самой эффективной формой обучения является обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному. В отечественной практике наставничество также имеет свои давние традиции.

«Наставничество – один из наиболее эффективных методов адаптации, – считает Андрей Серов, психолог петербургской тренингово-консалтинговой компании “Мобиле”. – Наставник направляет действия нового сотрудника в определенной области, реализуя принцип “Делай, как я!”. Обучение через “глубокое погружение” приносит свои плоды: как правило, по завершении общения с наставником новичок быстро превращается в специалиста, знакомого со всеми нюансами работы в этой компании».

Внедрение системы наставничества в бухгалтерии помогает решить сразу несколько проблем. Назначение куратора позволяет руководителю бухгалтерии сэкономить время и переложить процесс ввода в должность нового работника на плечи своих подчиненных и потом только контролировать его ход. Система наставничества позволяет снизить текучку кадров, уменьшив количество сотрудников, уволившихся во время испытательного срока или сразу после него.

Назначение куратора полезно, прежде всего, новому работнику. Ведь один из часто рекомендуемых способов сделать карьеру – «завести» себе наставника, опытного работника, который сможет стать личным проводником в лабиринте компаний. «Наставники обладают глубоким знанием дела и полезными знакомствами среди коллег в отрасли, – рассказывает Светлана Рябова, главный бухгалтер строительной компании. – Кроме того, они хорошо осведомлены о взаимоотношениях внутри своей компании, понимают, кто есть кто». Для самого наставника обучение нового сотрудника – это часто возможность карьерного роста, признание его заслуг перед компанией, а иногда и материальное вознаграждение.

Качества наставника

Обучение нового сотрудника бухгалтерии – чаще всего «головная боль» главного бухгалтера. Особенно в тех случаях, если компания не слишком велика и в ней отсутствуют отделы обучения и развития персонала.

Как считают бизнес-тренеры, выбор наставника надо проводить по двум критериям: профессиональному и социально-психологическому. Важность обоих подчеркивает Андрей Серов. По его мнению, наставнику мало быть хорошим специалистом, он должен быть готов поделиться своими знаниями с подопечными: «В роли наставников, как правило, выступают руководители небольших отделов. От просто хороших специалистов их отличает желание помогать другим и делиться знаниями. Лишь сотрудники, обладающие такими качествами, могут стать наставниками».

Опыт руководителей бухгалтерии показывает, что подбор куратора основывается на трех критериях: занимаемая должность, стаж работы в бухгалтерии и на предприятии, в частности, и личное желание. «Личное желание имеет большое значение, – считает Оксана Федорчук, финансовый директор торговой компании. – Это свидетельствует о том, что данный специалист или руководитель хочет попробовать себя в специфической роли куратора и освоить ее».

Не «навешивать», а поощрять

Если у бухгалтера и так много работы, он без особого энтузиазма воспримет возложенную на него новую трудовую повинность в виде необходимости бесплатно «нянчиться» с новичком-стажером. В результате – или явный отказ от работы с новым сотрудником, или желание поскорее «отделаться» от него, ничего толком не объясняя.

Для того чтобы работа наставника была эффективной, должны выполняться как минимум два условия. Во-первых, наставник должен работать с новым сотрудником без ущерба для своей основной деятельности. Например, свободные от наставничества коллеги на время стажировки могут взять часть работы наставника на себя. Во-вторых, как и любая дополнительная нагрузка, наставничество должно поощряться.

Закрепить систему поощрения наставников можно в специально разработанном положении о наставничестве. «Наставников вовсе не обязательно поощрять деньгами, – считает Оксана Федорчук. – В нашей компании лучших наставников премируют ценными подарками и награждают почетными грамотами на ежегодных корпоративных мероприятиях».

Наставничество как система

Взаимоотношения с наставниками обычно устанавливаются на неофициальном уровне. Однако во многих компаниях существуют программы, которые предписывают, кому из опытных сотрудников и над кем из молодых осуществлять шефство.

Например, в аудиторско-консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» разработана единая система адаптации и развития персонала. Основная часть системы адаптации – это однодневный тренинг, в течение которого максимальный акцент делается на корпоративную культуру, миссию фирмы, стратегию развития, на функциональные подразделения и тех людей, которые их возглавляют, вопросы конфиденциальности. С момента, когда приступающие к работе новые сотрудники направляются на работу на конкретный проект, каждый из них прикрепляется к наставнику – опытному сотруднику, который будет его консультировать и оценивать. У одного наставника может быть до пяти подопечных.

Поскольку наставничество – процесс, развивающий и мотивирующий не только начинающих сотрудников компании, но и самих наставников, то каждый сотрудник, достигший уровня старшего специалиста, обязательно становится наставником. Все наставники заинтересованы, чтобы их подопечные демонстрировали хорошие результаты, так как это один из критериев, влияющих на компенсационный пакет.

Но такую систему наставничества могут позволить себе только крупные компании. А что же делать, если у компании нет возможности закреплять за новичком индивидуального наставника? Формой наставничества также может быть обычное совещание. «В понедельник я обычно начинаю рабочий день с общего совещания сотрудников бухгалтерии. Особое внимание уделяю новичкам, – рассказывает Светлана Рябова. – Мы должны вместе составить план работы, наметить, каким образом лучше решить проблему, ответить на возникшие вопросы. В конце недели – снова совещание, выясняем, что получилось, а что – нет, и почему».

Впрочем, даже крупные компании часто отказываются от наставничества, мотивируя это тем, что новый сотрудник должен набираться опыта самостоятельно, а не отвлекать от работы других. «Я работаю в крупной компании, – рассказывает Елена Архипова, главный бухгалтер торговой компании. – В бухгалтерии много отделов, но я никогда не закрепляю за дебютантом конкретного наставника. У нас много работы, и наши специалисты не могут много времени уделять новичкам. Обычно он сразу самостоятельно работает под контролем руководителя отдела. Перед ним ставят конкретную задачу и сроки, определенные общим планом и графиком работы».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль