Налогообложение распространения каталогов

339
Многие торговые организации для привлечения внимания потенциальных покупателей рассылают каталоги, прайсы, буклеты с информацией о своих товарах. Рассылку можно организовать собственными силами. А можно заключить договор оказания соответствующих услуг с третьими лицами, например с Управлением федеральной почтовой связи. При этом следует иметь в виду, что расходы, связанные с такой рассылкой, не всегда уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Многие торговые организации для привлечения внимания потенциальных покупателей рассылают каталоги, прайсы, буклеты с информацией о своих товарах. Рассылку можно организовать собственными силами. А можно заключить договор оказания соответствующих услуг с третьими лицами, например с Управлением федеральной почтовой связи. При этом следует иметь в виду, что расходы, связанные с такой рассылкой, не всегда уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Когда это реклама

При решении вопроса о порядке учета расходов, связанных с рассылкой информационных материалов, необходимо определить, являются ли такие расходы рекламными. Понятие «реклама» установлено в Законе «О рекламе».

Цитируем документ

«Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;»
Статья 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»

Как видим, для признания рекламой информации о товарах она должна распространяться среди неопределенного круга лиц.

Пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу для целей исчисления налога на прибыль относятся:
– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные расходы учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме при наличии подтверждающих документов (письмо Минфина России от 18.01.06 № 03-03-02/13).

Таким образом, если организация-продавец осуществляет рассылку каталогов товаров покупателям, перечень которых заранее не определен, то расходы на изготовление каталогов признаются для целей исчисления налога на прибыль расходами на рекламу и учитываются без ограничений.

Рассылка может быть безадресной. Например, раскладка буклетов сотрудниками почты по почтовым ящикам юридических и физических лиц – потенциальных клиентов, а также раздача материалов непосредственно в почтовом отделении. Разъяснения по учету расходов по отправке каталогов путем безадресной почтовой доставки даны Минфином России в письме от 24.04.06 № 03-03-04/1/390.

В таком случае расходы организации на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП «Почта России») следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом должны выполняться общие требования пункта 1 статьи 252 кодекса: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К рекламе не относятся

Зачастую на практике рассылка каталогов товаров производится по уже сформировавшейся у торговой организации базе данных потенциальных покупателей. Считается, что именно адресное распространение рекламы является наиболее эффективным. Ведь в данном случае задействуется целевая аудитория, которая потенциально заинтересована в приобретении рекламируемых товаров. Следовательно, вероятность покупки товаров данными лицами наиболее высока. Однако, несмотря на такую привлекательность, адресная рассылка каталогов сопряжена с определенными налоговыми проблемами.

Учесть расходы на изготовление каталогов товаров на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса организации-продавцы не смогут. Минфин считает, что в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (юридических и физических лиц) такие расходы не относятся к рекламным, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц (письмо № 03-03-04/1/390). А рассылка каталогов по конкретным адресам превращается в безвозмездную передачу. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не могут быть учтены в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Вместе с тем, по нашему мнению, организации-продавцы имеют право учесть затраты на изготовление каталогов товаров с целью рассылки их потенциальным покупателям в составе расходов для целей налогообложения на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Названная норма кодекса предусматривает возможность отнесения к расходам для целей исчисления налога на прибыль других расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Для этого расходы на изготовление каталогов товаров должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С учетом мнения Минфина России, изложенного в письме № 03-03-04/1/390, можно с большой вероятностью прогнозировать, что организациям-продавцам придется в судебном порядке отстаивать возможность отнесения к расходам затрат на изготовление каталогов товаров с целью рассылки их потенциальным покупателям. Исход такого дела предсказать трудно, поскольку к настоящему времени арбитражная практика по данному вопросу по Северо-Западному округу еще не сформировалась.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль