Контролеры под надзором общественности

266

Во вторник, 21 марта в Торгово-промышленной палате Петербурга состоялось расширенное заседание по вопросам взаимодействия бизнеса со структурами исполнительной власти и контролирующими органами. В центре внимания оказались проблемы применения в Петербурге Федерального закона от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Многие помнят, как воодушевленно был воспринят этот закон. Однако пятилетняя практика его применения показала, что надежды, во многом, были напрасными.

Закон № 134-ФЗ устанавливает правила проведения государственного контроля. Проанализировав положения только Кодекса об административных правонарушения, Аркадий Басин, директор правового центра Санкт-Петербургского Союза предпринимателей, насчитал 81 госструктуру, имеющую право проверять деятельность предпринимателей. При этом положения Закона № 134-ФЗ не применимы к большинству таких проверок. Так, из зоны действия закона исключены такие важнейшие области, как: налоговый, валютный контроль, транспортный и таможенный контроль, банковский и страховой надзор, оперативно-розыскные мероприятия и др. (подп. 2 и 3 ст. 1 Закона № 134-ФЗ). Последующими разъяснениями о порядке применения Закона № 134-ФЗ добавлено, что под его действие не подпадают также соблюдение законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионная деятельность (письмо МНС России от 21.12.01 № ШС-6-14/967).

Столь обширный перечень исключений порождает вопрос: а к чему этот закон вообще применим? Как известно, наиболее тревожными, распространенными видами споров предпринимателей с контролирующими органами являются споры по проверкам применения ККТ и соблюдения законодательства об обороте алкоголя и спиртосодержащей продукции. Аркадий Басин так прокомментировал ситуацию: «Если взять правоприменительную практику и посмотреть постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа и других округов, мы увидим, что предприниматели в напрасной попытке защититься постоянно обращаются к этому закону. То и дело проверяющие не представили документы, в постановлении о проверке не очерчен круг вопросов, подвергающихся контролю и т. д. Суд совершенно четко отбрасывает эти аргументы в сторону».

«Реальной практики применения Закона № 134-ФЗ нет, – отметил Сергей Осутин, генеральный директор ЗАО “ОСВ”. Контролеры нарушают другие законы». Среди них: законы о применении ККТ, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности и др. Так, налоговые органы давно взяли на вооружение такой метод, как контрольная закупка. В то же время «проверочная закупка» упоминается в пункте 4 статьи 6 главы II Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Следовательно, проводить ее имеют право сотрудники милиции, а не налоговые инспекторы. Есть и другие примеры. Аркадий Басин назвал случаи из своей практики, когда контролеры специально не брали чеки у кассиров, выходили на проверку с постановлениями о проверке кассовой дисциплины не конкретного лица, а целого рынка или даже района города, с заранее напечатанными актами о выявленных нарушениях.

При этом кроме налоговиков, милиционеров, специалистов пожарной службы, ветеринарного и эпидемиологического контроля есть и такие структуры, деятельность которых практически не ограничена рамками закона. Речь о так называемых обществах защиты прав потребителей, которые не редко используют предоставленные им права для устрашения и незаконных поборов. Привлечь к ответственности таких «защитников» практически невозможно, так как они не являются должностными лицами. Одним из действенных способов обороны от таких контролеров Елена Церетели, председатель Купеческого клуба, назвала журнал проверок. По данным клуба, предприниматели, в течение нескольких лет ведущие такой журнал, отметили снижение внимания со стороны контролеров и корректное к себе отношение.

Участники заседания не ограничились перечислением всем, в общем-то, известных проблем. Было принято решение провести юридическую экспертизу документов, регламентирующих деятельность контролирующих организаций, и затем сформулировать конкретные предложения по исправлению выявленных недостатков. Часть из них Аркадий Басин назвал сразу же – это введение правового понятия контрольных закупок, установление правового значения акта проверки, включение в предмет регулирования Закона № 134-ФЗ отношений в области применения ККТ и оборота алкоголя.

Для реализации этих предложений было принято решение создать рабочую группу при ТПП, которая займется подготовкой совместного документа от лица ТПП, Санкт-Петербургского союза предпринимателей, Купеческого клуба, других объединений предпринимателей. Этот документ будет направлен губернатору с предложением издать особый городской нормативный акт, регламентирующий деятельность всех контролеров на уровне Петербурга. Затем необходимо выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень. Кроме того, по примеру Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Петербурга, заключившего соглашения о взаимодействии с Госпожнадзором и Ростехнадзором, планируется заключение подобных рамочных документов о взаимодействии с другими структурами, наделенными контрольными функциями.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль