От первого лица. «Ряд вопросов, связанных с налоговым учетом, все еще остается нерешенным...»

344
В начале 2002 года в среде бухгалтеров и аудиторов проблему налогового учета не обсуждали только ленивые. Излишне напоминать, что среди оценок преобладали негативные. В качестве аргументов упоминались введение параллельного учета, усложнение учетной работы, значительное увеличение затрат, неясность и нечеткость правил налогового учета.

В начале 2002 года в среде бухгалтеров и аудиторов проблему налогового учета не обсуждали только ленивые. Излишне напоминать, что среди оценок преобладали негативные. В качестве аргументов упоминались введение параллельного учета, усложнение учетной работы, значительное увеличение затрат, неясность и нечеткость правил налогового учета.

Со стороны налоговых органов также звучали претензии, заключавшиеся в усложнении налогового администрирования и полном отсутствии рекомендаций по проведению налогового контроля.

Следует отметить, что в большинстве своем претензии были абсолютно справедливыми. Действительно, правил ведения налогового учета, подходящих для организаций, занятых во всех отраслях экономики, просто не существовало. Более того, введение налогового учета фактически означало создание на предприятиях второй системы учета. А это неминуемо влекло дополнительные затраты.

В результате многие малые и средние предприятия, не имеющие значительных финансовых ресурсов, были вынуждены фактически отказаться от ведения бухгалтерского учета в пользу налогового. А крупным предприятиям пришлось потратить весьма значительные суммы на услуги аудиторских, консалтинговых и IT-компаний по постановке системы ведения налогового учета.

С опозданием на три года

Поэтому практически сразу после введения налогового учета стало ясно, что необходимо вносить поправки в действующие правила. Но, к сожалению, реализовать эти планы удалось лишь через три года: 6 июня 2005 года Президент РФ подписал закон № 58-ФЗ, серьезно перекраивающий систему налогового учета. Изменения, внесенные этим законом, уже подробно рассматривались в «УНП»*, поэтому сегодня подробно останавливаться на сути поправок я не буду.

Отмечу лишь, что основные изменения заключаются в открытии перечня прямых расходов. А также в разрешении налогоплательщикам самим определять правила распределения прямых расходов на незавершенную и на изготовленную в текущем месяце продукцию.

Очевидно, что уже только две эти новации существенно упростят ведение налогового учета. Ведь фактически налогоплательщики получили возможность максимально приблизить порядок формирования налоговой базы к правилам формирования финансового результата в бухгалтерском учете. И все, что для этого требуется, - внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения.

Нужен План счетов

В то же время можно ли утверждать, что закон № 58-ФЗ решил все проблемы, связанные с ведением налогового учета? Полагаю, что говорить об этом в данный момент преждевременно. Ряд вопросов все еще остается нерешенным. Так что же еще предстоит сделать? Давайте посмотрим.

В первую очередь, по моему мнению, необходимо назначить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование методологии ведения налогового учета. Напомню, что на сегодняшний день, согласно статье 313 НК РФ, каждый налогоплательщик сам организует систему налогового учета.

И на момент принятия главы 25 НК РФ этот шаг был действительно оправдан. Ведь с даты ее опубликования до момента вступления в силу оставалось всего несколько месяцев. А значит, сформировать единую всеобъемлющую методику ведения налогового учета, тем более в условиях отсутствия четкой законодательной базы, было просто невозможно.

Теперь же, по прошествии времени, на мой взгляд, можно перейти к формированию единой методики для всех организаций. Степень ее детализации и пределы полномочий органа, ответственного за ведение налогового учета, конечно, могут обсуждаться, но создать единую систему необходимо.

Во-вторых, нужна дальнейшая работа по максимальному сближению правил бухгалтерского и налогового учета (о причинах необходимости сохранения налогового учета скажу чуть ниже). Сближать учеты нужно как из-за необходимости оптимизации расходов налогоплательщиков, так и в целях упрощения налогового администрирования. Одним из возможных путей сближения является построение единого Плана счетов, объединяющего синтетические и аналитические счета бухгалтерского и налогового учета.

Отдельный План счетов налогового учета вводить нецелесообразно. Счета налогового учета надо интегрировать в действующий План счетов бухучета. Например, в виде субсчетов.

Дальнейшим шагом по сближению учетов будет введение для налогового учета правил двойной записи. Кто-то может возразить, что это очередное усложнение правил. Но на самом деле это не так. Ведь основным преимуществом принципа двойной записи является возможность самоконтроля. Поэтому интеграция налогового учета в бухгалтерский в конечном итоге только упростит работу бухгалтеров.

И все же он нужен!

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, зачем вообще нужен налоговый учет. Не несет ли он больше проблем, чем преимуществ? Был ли вообще смысл вводить новую, никому не понятную систему, пользы которая никакой не принесла, а только лишь одни проблемы?

Однако все не так просто. Убежден, многие бухгалтеры помнят те нарастающие противоречия, которые складывались между бухгалтерским и налоговым учетом. И апогея они достигли как раз в 2001 году. Менять же правила бухгалтерского учета, постоянно подгоняя их под налогообложение, было невозможно. Поскольку любые изменения в бухучете автоматически приводили к необходимости изменения правил определения налоговой базы. А если учесть еще, что установление правил бухгалтерского учета и методология налогообложения находились в руках разных органов власти (Минфин и МНС России соответственно), вопросы о необходимости законодательного разделения бухгалтерского и налогового учета отпадают сами собой.

На сегодня очевидно, что налоговый учет в нашей стране состоялся. Хорош он или плох - вопрос иной, мы это обсудили выше. И, на мой взгляд, любые колебания из одной крайности в другую ничего хорошего не принесут. Поэтому все разговоры о необходимости отмены налогового учета и перехода к правилам формирования налоговой базы, действовавшим до вступления в силу главы 25 НК РФ, бесперспективны.

Подтверждает эту позицию и решение России о поэтапном переходе к международным стандартам финансовой отчетности. В условиях присоединения к МСФО налоговая база должна определяться по принципам, не зависящим от порядка ведения бухгалтерского учета. Более того, полагаю, что в перспективе перевод на налоговый учет ожидает и другие налоги, которые сейчас определяются на основании бухгалтерского учета. В первую очередь это касается, конечно, налога на имущество.

И искренне хочется верить, что в конечном итоге нам общими усилиями удастся построить эффективную и прозрачную систему налогового учета.

* См. «УНП» № 22, 2005, стр. 8-9 «Изменения в главу 25: подарки от государства».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль