"ФНС вправе давать разъяснения по применению налогового законодательства..."

774
Отголоски административной реформы, начало которой положил Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314, дают о себе знать до сих пор. Дело в том, что этот указ, а точнее его пункт 15, внес некоторую сумятицу в разъяснительную работу налоговиков. Согласно упомянутому пункту указа № 314, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в области налогов и сборов, а также по ведению разъяснительной работы в этой сфере были переданы Минфину России.

Рулевого сменили

Отголоски административной реформы, начало которой положил Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314, дают о себе знать до сих пор. Дело в том, что этот указ, а точнее его пункт 15, внес некоторую сумятицу в разъяснительную работу налоговиков. Согласно упомянутому пункту указа № 314, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в области налогов и сборов, а также по ведению разъяснительной работы в этой сфере были переданы Минфину России.

В то же время новации, которые установил указ № 314, потребовали изменений в законодательстве и, в частности, в НК РФ. Ведь в нем налоговики по-прежнему числились основным органом, дающим разъяснения налогового законодательства. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 29.06.04 № 58-ФЗ. Этот закон поправил статьи Налогового кодекса, посвященные методологической работе. По идее, эти правки должны были лишь перенести в НК РФ положения указа № 314. Однако на практике получилось немного не так. Четкого разделения полномочий между налоговой службой и Минфином законодателям добиться не удалось.

Одни разъясняют, другие информируют

Даже поверхностный взгляд на нормы НК РФ, регулирующие разделение полномочий Минфина и ФНС России по разъяснению законодательства, показывает их нечеткость и противоречивость. Так, согласно статье 34.2 кодекса, к полномочиям Минфина России отнесены письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

В то же время в соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. Кроме того, в полномочия налоговиков входит информирование о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

При этом законодатель не потрудился разъяснить, в чем заключается принципиальная разница между формулировками "разъяснять законодательство" и "информировать о законодательстве". В результате непонятно, в чем отличие между разъяснениями, полученными налогоплательщиком от Минфина, и информацией, полученной по тому же вопросу от ФНС России.

А ведь интерес к этому вопросу далеко не праздный - от статуса разъяснения зависит возможность привлечения налогоплательщика, выполнявшего разъяснение, к ответственности. Напомню, что статья 111 Налогового кодекса говорит буквально следующее:

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Как видим, здесь прямо названы разъяснения Минфина. Но одновременно говорится и о разъяснениях "иного уполномоченного государственного органа". Резонен вопрос: считается ли таковым органом ФНС России?

Минфин не против

Ответ на этот вопрос начну с обращения к статье 9 Налогового кодекса. Она прямо определяет налоговые органы в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Так что формально налоговую службу вполне можно признать "иным уполномоченным органом".

Однако очевидно, что признание разъяснений ФНС России в качестве освобождающих от ответственности будет зависеть еще и от того, какую позицию займет Минфин. И надо заметить, главное финансовое ведомство страны не стало держать налогоплательщиков в неведении. В письме от 14.01.05 № 03-02-07/2-4 Минфин указал, что налоговые органы имеют право пояснять налогоплательщикам, как правильно применять нормы НК РФ и других законов о налогах.

Этот вывод специалисты Минфина основывают на том, что НК РФ дает право налоговикам информировать плательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Кроме того, Минфин России ссылается на подпункт 6.3 пункта 6 Положения о федеральной налоговой службе*. Этот пункт разрешает налоговикам давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности ФНС России.

Наконец, в качестве еще одного аргумента Минфин России ссылается на подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса. Согласно им, налогоплательщики вправе получать от финансовых и налоговых органов соответствующую информацию. А под такой информацией вполне могут подразумеваться и разъяснения по действующему законодательству.

Таким образом, можно сделать вывод, что Минфин признает ФНС России тем уполномоченным органом, который вправе издавать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Значит, если плательщики будут руководствоваться этими разъяснениями, то смогут избежать ответственности (ст. 111 НК РФ).

Если позиции разошлись

Итак, как мы выяснили, фактически разъяснения по налогообложению могут давать два государственных органа - Минфин и ФНС России. Но если разъяснения будут исходить из разных источников, вполне возможно и расхождение в позициях. Как быть в таком случае?

На мой взгляд, при решении вопроса о том, чьим разъяснением пользоваться, налогоплательщику нужно обращать внимание на следующее. Во-первых, надо помнить, что Минфин России - это орган, координирующий деятельность ФНС. Поэтому в случае расхождения его позиции с позицией налоговых органов определяющим будет именно подход министерства. Во-вторых, нужно внимательно следить за датами таких разъяснений. Здесь надо применять именно то разъяснение, которое относится к периоду, интересующему налогоплательщика. И последующая смена позиции ведомства уже не должна влиять на возможности привлечения к ответственности.

На правильность такого подхода указывает и формулировка статьи 111 НК РФ. В ней прямо сказано, что от ответственности освобождают те разъяснения, которые относятся к периодам совершения правонарушения.

Наконец, в-третьих, нужно обращать внимание на суть вопросов, рассмотренных специалистами разных ведомств. Очень может быть, что при внешней схожести они посвящены совершенно разным моментам одной и той же проблемы. Значит, между ними нет и противоречия.

* Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль