Налог на рекламу – 2004

423
Верховный Суд РФ признал недействующими нормативные акты, регулирующие налог на рекламу на территории Санкт-Петербурга. Но в нем суд не указал срок, с которого не подлежат применению нормативные акты, и можно ли вернуть налог, уплаченный за предшествующие налоговые (отчетные) периоды.Напомним, что 8 сентября 2004 года Верховный Суд РФ определением № 78-Г04-34 признал решение Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 29.04.92 № 68 «О местных налогах и сборах» и решение Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 21.05.92 № 149 «О налоге на рекламу» противоречащими нормам федерального законодательства (см. «УНП» № 37, 2004). Поскольку в своем определении Верховный Суд не указал дату, с которой решение Малого Совета не подлежит применению, то закономерно возникает ряд вопросов, касающихся уплаты налога на рекламу в 2004 году и за предшествующие налоговые (отчетные) периоды.

Верховный Суд РФ признал недействующими нормативные акты, регулирующие налог на рекламу на территории Санкт-Петербурга. Но в нем суд не указал срок, с которого не подлежат применению нормативные акты, и можно ли вернуть налог, уплаченный за предшествующие налоговые (отчетные) периоды.

Напомним, что 8 сентября 2004 года Верховный Суд РФ определением № 78-Г04-34 признал решение Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 29.04.92 № 68 «О местных налогах и сборах» и решение Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 21.05.92 № 149 «О налоге на рекламу» противоречащими нормам федерального законодательства (см. «УНП» № 37, 2004). Поскольку в своем определении Верховный Суд не указал дату, с которой решение Малого Совета не подлежит применению, то закономерно возникает ряд вопросов, касающихся уплаты налога на рекламу в 2004 году и за предшествующие налоговые (отчетные) периоды.

Дата

Для определения даты, с которой не применяется решение Малого Совета, обратимся к решениям Конституционного Суда РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ нормативный акт субъекта Российской Федерации, признанный противоречащим федеральному закону судом общей юрисдикции, не подлежит применению с момента вступления решения суда в силу (см. постановление КС РФ от 27.01.04 № 1-П, определение КС РФ от 04.03.04 № 73-О).

Таким образом, решение Малого Совета не действует с момента вступления решения Верховного Суда РФ в силу, то есть с 8 сентября 2004 года.

В связи с этим отсутствуют основания для представления налогоплательщиками уточненных деклараций по налогу на рекламу за налоговые периоды, предшествующие периоду вступления в силу определения Верховного Суда РФ (до 2004 года). На это обстоятельство также указали специалисты петербургского УФНС в письме от 10.11.04 № 07-06/24163.

Возврат налога

При рассмотрении вопроса уплаты налога на рекламу на территории Петербурга в 2004 году можно выделить две категории налогоплательщиков:

1) налогоплательщики, в муниципальных образованиях которых не были приняты нормативные акты органов местного самоуправления о порядке уплаты налога. На территории таких муниципальных образований действовало только решение Малого Совета;

2) налогоплательщики, в муниципальных образованиях которых соответствующие нормативные акты были приняты.

Рассмотрим, как следует поступить налогоплательщикам, указанным в пункте 1. Полагаем, что за IV квартал 2004 года налог на рекламу они уплачивать не должны, так как в IV квартале решение Малого Совета не применялось. Данное решение было признано недействующим в течение III квартала, то есть до окончания отчетного периода, следовательно, налог не мог быть исчислен за III квартал и не должен был уплачиваться.

Таким образом, в случае уплаты за III (IV) квартал 2004 года налога на рекламу данная категория налогоплательщиков вправе представить уточненную декларацию и претендовать на возврат или зачет излишне уплаченной суммы налога. В отношении двух первых кварталов 2004 года делать какие-либо прогнозы в настоящее время представляется неблагодарным делом. Ответ в конечном итоге останется за судебной практикой.

Так, например, арбитражным судом ранее высказывалась позиция, в соответствии с которой даже если бы срок уплаты налога действительно наступил до отмены указанного налога, то все равно следовало бы исходить из того, что поскольку налог был отменен до окончания налогового периода, он не мог быть исчислен и, следовательно, не должен был уплачиваться (Постановление ФАС СЗО от 24.04.02 № А56-34618/01).

Двоевластия быть не должно

Спорен вопрос об обязанности налогоплательщиков, в муниципальных образованиях которых были приняты нормативные акты органов местного самоуправления о налоге на рекламу, уплачивать налог. Однако оговоримся, что данные выводы носят несколько теоретический характер, а теория далеко не всегда находит подтверждение на практике.

Налог на рекламу относился к числу местных налогов. Очевидно, что право установления налога может принадлежать либо органам власти Санкт-Петербурга, либо органам местного самоуправления. Сравним правовое регулирование налога на рекламу с другим местным налогом – земельным.

В спорах по земельному налогу арбитражный суд неоднократно указывал, что ставка, устанавливаемая органами местного самоуправления, в Санкт-Петербурге определяется законом Санкт-Петербурга (см., например, постановление ФАС СЗО от 08.10.04 № А56-41687/03, постановление ФАС СЗО от 29.09.04 № А56-11560/04). То есть на территории Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления в отношении местного (земельного) налога реализуются органами власти Санкт-Петербурга.

Данный вывод в отношении налога на рекламу находит некоторую поддержку и в письмах налоговых органов. Согласно первой позиции налоговых органов, одни налогоплательщики должны были исчислять и уплачивать налог на рекламу в соответствии с решением Малого Совета, а другие – в соответствии с принятыми нормативными актами местного самоуправления (письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 01.04.03 № 07-04/6624). В дальнейшем налоговые органы изменили свою позицию, указав, что сроки предоставления налоговой декларации и уплаты налога на территории Санкт-Петербурга определяются решением Малого Совета (письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 13.04.04 № 07-06/8041).

В случае признания невозможности принятия органами местного самоуправления документа о порядке уплаты налога на рекламу налогоплательщики рассматриваемой категории также вправе будет произвести возврат или зачет излишне уплаченного налога. Но еще раз обратим внимание, что данный вывод носит скорее теоретический характер.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль