Что такое дополнительные мероприятия?

708
Результатом выездной проверки часто становится решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Однако НК РФ не регулирует ни основания, ни формы, ни сроки их проведения. Поэтому с этими вопросами постоянно приходится обращаться к судебной практике. О том, что нового говорят суды об этой форме контроля, рассказано в нашей консультации.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки может быть принято одно из трех решений: о привлечении к ответственности, об отказе в привлечении к ответственности и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Последнее означает, что налоговые органы продолжат проводить проверку. При этом в налоговом законодательстве нет четкого определения случаев, в которых возможно проведение допмероприятий налогового контроля. Кроме того, не определено, какие именно мероприятия могут проводиться в качестве дополнительных и в какие сроки должны уложиться проверяющие.

В результате налоговики нередко злоупотребляют своим правом, превращая дополнительные мероприятия в повторную проверку налогоплательщика. Однако ограничения на проведение допмероприятий все же есть.

Когда выхода нет

Как мы уже сказали, четкого перечня оснований для проведения дополнительных контрольных мероприятий в НК РФ нет. Тем не менее из смысла статей 87 и 101 НК РФ следует, что соответствующее решение принимается лишь тогда, когда на основании имеющихся материалов проверки невозможно решить - штрафовать налогоплательщика или отказать в этом.

Соответственно в решении о проведении дополнительного контроля должны быть указаны конкретные формы допмероприятий и причины их назначения. Проще говоря, все меры, которые планируют провести налоговые органы, должны быть сразу же перечислены в решении. И выходить за эти рамки проверяющие не вправе (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.04 по делу № А26-8821/03-27).

Что можно, чего нельзя

Теперь разберемся, какие именно мероприятия вправе назначать налоговики в качестве дополнительных. Нужно помнить, что цель дополнительного контроля - собрать доказательства для более обоснованного подтверждения (или опровержения) выводов, изложенных в акте. Поэтому налоговый орган не вправе в рамках допмероприятий выявлять новые суммы задолженности по налогам и пени.

Дополнительные мероприятия не должны подменять собой уже проведенную выездную налоговую проверку. Иначе в таком случае их можно рассматривать как незаконное увеличение сроков выездной налоговой проверки или проведение повторной налоговой проверки.

Есть ограничения и по формам налогового контроля, которые можно проводить в рамках допмероприятий.

В соответствии со статьями 89, 100 НК РФ налоговая проверка заканчивается составлением справки и акта. Следовательно, осуществляемые после этого мероприятия не должны включать в себя те формы контроля, которые могут проводиться только в рамках налоговой проверки. Поэтому при проведении допмероприятий нельзя истребовать документы (в том числе и в порядке встречной проверки), проводить осмотр, выемку документов и предметов. На это, например, указал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.08.04 по делу № Ф04-5753/2004 (А46-3848-35). Суд сделал вывод, что проведение этих мероприятий после составления справки налоговой проверки означает, что проводится повторная проверка.

В то же время в судебной практике нет единодушия на этот счет. Например, право налоговиков проводить встречную проверку, экспертизу, привлечение специалиста признал Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 13.02.04 по делу № А78-576/03-С2-2/58-Ф02-245/04-С1.

Помимо этого нужно отметить, что поводом для проведения допмероприятий не может быть получение документов в форме, вообще не относящейся к мероприятиям налогового контроля. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа расценил как незаконное решение налоговиков о проведении допконтроля для направления запросов в госорганы о рыночных ценах на товары. Суд указал, что определение цены товара не отнесено к формам налогового контроля ни статьей 40, ни статьей 82 НК РФ (постановление от 15.09.04 по делу № Ф04-6636/2004 (А27-4709-15).

Без возражений

Нет в Налоговом кодексе и положений об оформлении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако, на наш взгляд, они должны быть оформлены письменно с указанием проведенных мероприятий и выводами проверяющих. Кроме того, все выводы должны подтверждаться документально (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.03.03 по делу № А19-14263/02-18-Ф02-698/ 03-С1).

В то же время НК РФ не обязывает налоговые органы представлять налогоплательщику на ознакомление материалы, подготовленные по результатам дополнительных мероприятий. Этой же позиции придерживаются и суды. Например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 21.07.04 по делу № А43-8047/2003-11-319 указал, что налогоплательщик вправе представлять возражения только на акт проверки, а не на отдельные документы, полученные налоговым органом. К аналогичному выводу пришел и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 08.04.04 по делу № А52/2989/2003/2.

Сроки не меняются

Что же касается срока на проведение дополнительных мероприятий, то он в принципе не установлен НК РФ. Однако существует общий предельный срок для взыскания сумм штрафов в судебном порядке - шесть месяцев с момента обнаружения правонарушения или составления акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). Как указал Высший арбитражный суд, проведение мероприятий дополнительного налогового контроля не изменяет порядок течения этого срока (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 № 71). Руководствуясь этим разъяснением, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа исчислил шестимесячный срок со дня составления акта проверки, хотя налоговики ссылались на то, что нарушения были обнаружены ими только в процессе проведения допмероприятий (постановление от 12.05.04 по делу № Ф03-А59/04-2/890). Это еще раз подтверждает, что дополнительные мероприятия должны проводиться для проверки уже выявленных обстоятельств, а не для поиска новых нарушений и недоимки.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль