Встречные налоговые проверки: особенности проведения и последствия

2036
Большое количество контрагентов у организации увеличивает риск подвергнуться встречной проверке. Сегодня мы рассмотрим решение спорных вопросов, возникающих при встречных проверках, с учетом арбитражной практики ФАС СЗО.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено право налоговых органов при проведении камеральных или выездных налоговых проверок требовать документы о деятельности налогоплательщика у третьих лиц (как правило, у его контрагентов). Получение и исследование таких документов и является встречной проверкой. Причиной встречной проверки НК РФ называет необходимость получения информации для налогового органа о деятельности налогоплательщика.

Проверка «добросовестности»

Сейчас вопросы, связанные с проведением встречных проверок, приобретают актуальность в связи с расширяющейся практикой оценки «добросовестности» налогоплательщика. При проведении встречных проверок, как правило, проверяются поставщики налогоплательщика, и наряду с документами, относящимися к их взаимоотношениям с налогоплательщиком, выясняется такие обстоятельства как факт государственной регистрации и постановки на налоговый учет таких контрагентов, представляют ли они отчетность в налоговые органы, есть ли у них соответствующие лицензии, открыты ли счета в банке. Безусловно, не все эти сведения могут быть получены у контрагентов непосредственно в рамках проведения встречных проверок, и налоговые органы собирают их путем обращения в соответствующие органы государственной власти. По результатам проведения таких встречных проверок и анализа полученной информации о поставщиках могут быть сделаны выводы о соответствии законодательству сделок, заключенных между ними и налогоплательщиком, а, следовательно, и «добросовестности» налогоплательщика. Сделки, являющиеся, по мнению налоговых органов, фиктивными, то есть совершенными в целях уклонения от уплаты налогов, могут быть признаны недействительными в судебном порядке, что в настоящее время допускает судебная практика (определение Конституционного Суда РФ от 08.06.04 № 226-О).

Порядок истребования документов

Обратимся, однако, к правовым аспектам деятельности налоговых органов в ходе проведения встречных проверок. Налоговое законодательство, указывая на возможность проведения встречных налоговых проверок, достаточно лаконично регламентирует порядок их проведения, и в связи с этим при решении некоторых вопросов следует руководствоваться существующей на настоящий момент судебной практикой.

Налоговое законодательство не предусматривает обязательность сопровождения встречной проверки изданием каких-либо специальных документов. Единственным документом, который представляется контрагенту проверяемого налогоплательщика, является требование о предоставлении документов, связанных с хозяйственной деятельностью последнего. Требование должно содержать указание на лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля (камеральная или выездная налоговые проверки). При истребовании документов налоговые органы вправе руководствоваться статьей 93 НК РФ. Согласно положениям названной статьи истребуемые налоговым органом документы должны представляться непосредственно или путем направления по почте в течение 5 дней с момента получения требования в виде заверенных копий. В случае отказа от выполнения требования налоговые органы вправе произвести принудительную выемку указанных в требовании документов.

Встречные проверки контрагентов часто проводятся в процессе осуществления выездных налоговых проверок налогоплательщиков. В связи с этим последние, как правило, приостанавливаются. Налогоплательщики, возражая против возможности фактического увеличения срока осуществления в отношении себя мероприятий налогового контроля, указывали на то, что встречные проверки должны проводиться в рамках выездных или камеральных, а не в период их приостановления. Но в данной ситуации арбитражные суды придерживаются иной точки зрения – вне зависимости от того, была ли встречная проверка проведена непосредственно в период осуществления выездной налоговой проверки либо в период, когда выездная налоговая проверка была приостановлена, полученные по ней документы могут быть использованы при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки (см., например, постановление ФАС СЗО от 16.07.02 по делу № А56-7159/02). Иным образом решается данный вопрос, если встречная проверка проводится после завершения выездной налоговой проверки. В данном случае у налоговых органах остается право осуществлять встречные проверки только в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление ФАС СЗО от 19.03.01 по делу № А56-26538/00).

Какие документы могут быть истребованы

На практике встает вопрос о том, предоставлением каких документов ограничивается обязанность контрагентов в ходе проведения встречных проверок. Как правило, при проверках документов экспортеров, возмещающих НДС из бюджета, налоговые органы заинтересованы в получении информации обо всех лицах, участвующих в цепочке производства и обращения экспортируемых товаров. Возникали ситуации, когда к контрагентам организаций-экспортеров обращались с требованиями представить не только документы, связанные с деятельностью данных организаций, но и сведения о собственных поставщиках. Следует заметить, что судебная практика в настоящее время не поддерживает подобное фактическое расширение сферы проведения встречных проверок, и арбитражные суды прямо указывают, что в рамках таких проверок могут быть истребованы только документы, связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика (например, постановление ФАС СЗО от 28.05.03 по делу № А26-7994/02-211).

Привлечение к ответственности

При непредставлении истребуемых в рамках выездной проверки документов о деятельности налогоплательщиков лицо может быть привлечено к ответственности согласно пункту 2 статьи 126 НК РФ с наложением штрафа в размере 5000 рублей. Вместе с тем на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей может быть наложен и административный штраф в размере от 3 до 5 МРОТ в соответствии со статьей 15.6 КоАП РФ. В случае если при встречной проверке обнаружится неуплата налогов контрагентами проверяемых налогоплательщиков, то, как указывают арбитражные суды, налоговые органы вправе осуществить принудительное взыскание неуплаченных налогов и начисленных по ним пеней, а также применить к этим контрагентам налоговые санкции (постановление ФАС СЗО от 14.02.03 № А52/2105/2002/2).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль