Робот-пылесос + 2 мес. при подписке на полгода! 8(800)505-89-86
Газета "Учет.Налоги.Право"

Налог на ценные бумаги оказался... сбором

2 ноября 2004
451
Средний балл: 0 из 5

Налог на операции с ценными бумагами вовсе не налог, а своеобразный эмиссионный сбор. Таким выводом Конституционный суд огорошил эмитента, рискнувшего посетовать на неопределенность элементов этого платежа. И в результате разбора терминов эмитент утратил право на возврат уплаченной суммы. Подробнее о выводах КС РФ читайте в этом выпуске рубрики "Ценные бумаги".

Передумали

Сенсационную новость - налог на ценные бумаги не налог! - Конституционный суд изложил в определении от 08.06.04 № 224-О. Факт тем более примечательный, что этот обязательный платеж просуществовал под "маской" налога почти 13 лет (см. Закон РФ от 12.12.91 № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами"). И никто в его налоговой природе не сомневался, пока один из эмитентов не решил оспорить несколько положений закона, установившего этот платеж.

К этому действию налогоплательщика вынудил спор с налоговой инспекцией, возникший из довольно нестандартной ситуации. Так, акционеры эмитента (ОАО) приняли решение о реорганизации общества в форме присоединения и увеличении уставного капитала путем выпуска ценных бумаг. Для регистрации выпуска общество направило документы в территориальный орган ФКЦБ (ныне - Федеральная служба по финансовым рынкам) и одновременно в соответствии с требованиями статьи 5 Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1 перечислило в бюджет сумму налога.

И все бы произошло по давно налаженной процедуре, если бы впоследствии акционеры не передумали. Менее чем через три месяца собрание акционеров вынесло новое решение - о реорганизации ОАО путем преобразования в ООО. Из регистрирующего органа были отозваны документы, а в налоговую инспекцию эмитент подал заявление о возврате уплаченной суммы. И, естественно, получил отказ. Арбитражный суд, в который обратился налогоплательщик, не взял на себя смелость комментировать сложившуюся ситуацию и направил запрос в КС РФ.

Скальпель!

В запросе содержалась просьба проверить конституционность двух норм Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1: части 1 статьи 2, устанавливающей объект налогообложения, и части 1 статьи 5, предписывающей производить уплату налога одновременно с направлением документов на регистрацию. По мнению арбитражного суда, рассматривающего дело налогоплательщика, эти нормы нарушают принцип экономической обоснованности налога и содержат неопределенность при формулировании элементов налогообложения.

Конституционный суд начал с вопроса о разграничении налога и сбора, а также об особенности механизмов их установления. Налог - это индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый в целях обеспечения финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Среди его признаков - обязательность (необходимость его уплаты возникает при наличии объекта налогообложения) и индивидуальность (обязанность по уплате должен выполнять только налогоплательщик). Кроме того, налог характеризуется безвозмездностью, то есть у государства не возникает встречной обязанности предоставить налогоплательщику взамен какие-либо блага.

Что касается сбора, то это взнос, уплата которого является одним из условий совершения в пользу плательщика юридически значимых действий органами государственной власти и местного самоуправления. Например, в "обмен" на сбор выдаются лицензии, предоставляются определенные права. То есть сбор в отличие от налога характеризуется возмездностью; обязанность его уплаты возникает только при обращении к государству за определенными услугами.

Что в законе, то и правильно

Эти различия, по мнению Конституционного суда, обуславливают и различный подход к установлению налогов и сборов. Так, налог может считаться установленным лишь тогда, когда в законе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При установлении же сборов элементы налогообложения определяются индивидуально применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ). При этом в последнем случае вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель.

Квалифицируя налог на операции с ценными бумагами, КС РФ отметил, что его уплата связана с совершением со стороны государства определенного действия - государственной регистрации выпуска акций. Основанием для этого является заявление эмитента, оформление которого влечет за собой обязанность перечислить платеж. Отсюда в определении от 08.06.04 № 224-О сделан вывод - налог на операции с ценными бумагами представляет собой эмиссионный сбор, поэтому отсутствие "налоговых" элементов в нормах Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1 не указывает на неконституционность этого платежа.

Возврату не подлежит

Такая квалификация имеет для эмитентов неприятное последствие - они лишаются права на возврат уплаченной суммы, поскольку в Законе РФ от 12.12.91 № 2023-1 не установлен порядок возврата налога в случае отказа от эмиссии. В статье 3 закона говорится лишь о том, что налог не возвращается при отказе госоргана в регистрации. Теперь же в свете определения от 08.06.04 № 224-О претендовать на возврат нельзя и тогда, когда эмитент по собственной инициативе решит повернуть эмиссию вспять.

Процедура эмиссии состоит из нескольких этапов: принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске, государственной регистрации выпуска, размещения и регистрации отчета об итогах выпуска (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Если эмитент уже подал заявление на регистрацию, вернуть уплаченный сбор он не сможет даже если впоследствии откажется от продолжения эмиссии.

Сбор может быть возвращен только в случае, если эмитент еще не успел обратиться в госорган с заявлением о регистрации выпуска. Аналогичная норма есть и в подпункте 4 пункта 4 статьи 6 Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1 "О государственной пошлине": пошлина подлежит возврату в случае отказа от совершения юридически значимых действий или от получения документов до обращения в орган, совершающий данное действие. Коли факт обращения имел место, плательщик теряет деньги даже если оказанная государством "услуга" ему уже не нужна.

logo

Простите, что прерываем чтение:

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Кроме того, редакция приготовила Вам благодарность за регистрацию
1 книгу на ЛитРес в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... или войти через соц.сети
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... или войти через соц.сети
Зарегистрироваться

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.