Налог на ценные бумаги оказался... сбором

446
Налог на операции с ценными бумагами вовсе не налог, а своеобразный эмиссионный сбор. Таким выводом Конституционный суд огорошил эмитента, рискнувшего посетовать на неопределенность элементов этого платежа. И в результате разбора терминов эмитент утратил право на возврат уплаченной суммы. Подробнее о выводах КС РФ читайте в этом выпуске рубрики "Ценные бумаги".

Передумали

Сенсационную новость - налог на ценные бумаги не налог! - Конституционный суд изложил в определении от 08.06.04 № 224-О. Факт тем более примечательный, что этот обязательный платеж просуществовал под "маской" налога почти 13 лет (см. Закон РФ от 12.12.91 № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами"). И никто в его налоговой природе не сомневался, пока один из эмитентов не решил оспорить несколько положений закона, установившего этот платеж.

К этому действию налогоплательщика вынудил спор с налоговой инспекцией, возникший из довольно нестандартной ситуации. Так, акционеры эмитента (ОАО) приняли решение о реорганизации общества в форме присоединения и увеличении уставного капитала путем выпуска ценных бумаг. Для регистрации выпуска общество направило документы в территориальный орган ФКЦБ (ныне - Федеральная служба по финансовым рынкам) и одновременно в соответствии с требованиями статьи 5 Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1 перечислило в бюджет сумму налога.

И все бы произошло по давно налаженной процедуре, если бы впоследствии акционеры не передумали. Менее чем через три месяца собрание акционеров вынесло новое решение - о реорганизации ОАО путем преобразования в ООО. Из регистрирующего органа были отозваны документы, а в налоговую инспекцию эмитент подал заявление о возврате уплаченной суммы. И, естественно, получил отказ. Арбитражный суд, в который обратился налогоплательщик, не взял на себя смелость комментировать сложившуюся ситуацию и направил запрос в КС РФ.

Скальпель!

В запросе содержалась просьба проверить конституционность двух норм Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1: части 1 статьи 2, устанавливающей объект налогообложения, и части 1 статьи 5, предписывающей производить уплату налога одновременно с направлением документов на регистрацию. По мнению арбитражного суда, рассматривающего дело налогоплательщика, эти нормы нарушают принцип экономической обоснованности налога и содержат неопределенность при формулировании элементов налогообложения.

Конституционный суд начал с вопроса о разграничении налога и сбора, а также об особенности механизмов их установления. Налог - это индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый в целях обеспечения финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Среди его признаков - обязательность (необходимость его уплаты возникает при наличии объекта налогообложения) и индивидуальность (обязанность по уплате должен выполнять только налогоплательщик). Кроме того, налог характеризуется безвозмездностью, то есть у государства не возникает встречной обязанности предоставить налогоплательщику взамен какие-либо блага.

Что касается сбора, то это взнос, уплата которого является одним из условий совершения в пользу плательщика юридически значимых действий органами государственной власти и местного самоуправления. Например, в "обмен" на сбор выдаются лицензии, предоставляются определенные права. То есть сбор в отличие от налога характеризуется возмездностью; обязанность его уплаты возникает только при обращении к государству за определенными услугами.

Что в законе, то и правильно

Эти различия, по мнению Конституционного суда, обуславливают и различный подход к установлению налогов и сборов. Так, налог может считаться установленным лишь тогда, когда в законе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При установлении же сборов элементы налогообложения определяются индивидуально применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ). При этом в последнем случае вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель.

Квалифицируя налог на операции с ценными бумагами, КС РФ отметил, что его уплата связана с совершением со стороны государства определенного действия - государственной регистрации выпуска акций. Основанием для этого является заявление эмитента, оформление которого влечет за собой обязанность перечислить платеж. Отсюда в определении от 08.06.04 № 224-О сделан вывод - налог на операции с ценными бумагами представляет собой эмиссионный сбор, поэтому отсутствие "налоговых" элементов в нормах Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1 не указывает на неконституционность этого платежа.

Возврату не подлежит

Такая квалификация имеет для эмитентов неприятное последствие - они лишаются права на возврат уплаченной суммы, поскольку в Законе РФ от 12.12.91 № 2023-1 не установлен порядок возврата налога в случае отказа от эмиссии. В статье 3 закона говорится лишь о том, что налог не возвращается при отказе госоргана в регистрации. Теперь же в свете определения от 08.06.04 № 224-О претендовать на возврат нельзя и тогда, когда эмитент по собственной инициативе решит повернуть эмиссию вспять.

Процедура эмиссии состоит из нескольких этапов: принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске, государственной регистрации выпуска, размещения и регистрации отчета об итогах выпуска (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Если эмитент уже подал заявление на регистрацию, вернуть уплаченный сбор он не сможет даже если впоследствии откажется от продолжения эмиссии.

Сбор может быть возвращен только в случае, если эмитент еще не успел обратиться в госорган с заявлением о регистрации выпуска. Аналогичная норма есть и в подпункте 4 пункта 4 статьи 6 Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1 "О государственной пошлине": пошлина подлежит возврату в случае отказа от совершения юридически значимых действий или от получения документов до обращения в орган, совершающий данное действие. Коли факт обращения имел место, плательщик теряет деньги даже если оказанная государством "услуга" ему уже не нужна.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль