Продам государству. Недорого

344

Любая успешная фирма ищет новые рынки сбыта, и возникает вопрос: а насколько перспективен в этом отношении рынок госзаказов? Известно, что право на казенные поставки получают далеко не все фирмы, а лишь те, кто докажет свои преимущества, победив в конкурсе. Так стоит ли ввязываться в борьбу за государственный заказ? Насколько велики затраты на участие в конкурсе? Может ли дебютант рассчитывать на победу? Какие типичные ошибки подстерегают конкурсантов? Ответы на эти вопросы корреспондент "УНП" получил у специалистов по организации и проведению конкурсов, а также у участников тендеров.

Кому и зачем это нужно?

Претендуя на победу в конкурсе, фирма ставит себя в крайне невыгодные условия, поскольку ей целый год придется поставлять товары по фиксированным ценам, считает главбух столичного ООО "Татшина-центр" Наталья Зайнулина. "Во всех контрактах, заключаемых с победителем, прописаны жесткие цены и график поставок. А на нашем рынке правила игры меняются очень быстро. Так что, на мой взгляд, овчинка выделки не стоит", - уверена Наталья Кронидовна.

Конкурс может приносить не только материальную выгоду, возражает начальник отдела по связям с общественностью московского интернет-провайдера "Р.М. Телеком" Станислав Бухаров. По словам Станислава Александровича, их фирма исключительно в рекламных целях принимала участие в тендере на подключение Большого театра к сети интернет: "Цена, которую могли предложить наши конкуренты, вообще не имела значения. Мы готовы были подключить Большой театр бесплатно, чтобы указывать его в рекламных материалах в числе наших партнеров".

Победа в конкурсе может приносить не только имиджевую, но и материальную выгоду. В этом убеждена главный бухгалтер ОАО "Нелидовский завод пластмасс" из Тверской области Ольга Васильева. "Мы несколько раз побеждали в конкурсах, организованных администрацией Тверской области, и после каждой победы у нас очень существенно увеличивался объем реализуемой продукции. Это стимулировало развитие производства и за счет увеличения объемов выпускаемой продукции позволяло снизить затраты". Кстати, нелидовцы нашли способ частично компенсировать жесткие цены и сгладить возможные последствия от изменения конъюнктуры рынка. По словам Ольги Григорьевны, завод указывал в конкурсной заявке цену, рассчитанную с учетом годовой инфляции: "Мы были уверены, что точно так же поступят все наши конкуренты, и впоследствии выяснилось, что мы оказались правы".

Дебютировать лучше с тренером

Что же касается организационных затрат, то и главбух нелидовского завода, и начальник отдела по связям с общественностью столичного интернет-провайдера назвали их незначительными. Как заметила Ольга Васильева, пришлось ненадолго отвлечь от основной работы нескольких сотрудников бухгалтерии, а также оплатить ряд командировок в областной центр. А Станислав Бухаров сообщил, что он лично собрал все необходимые документы за два дня и его компания потратилась при этом лишь на нотариальное заверение справок.

Может ли организация, не имеющая опыта участия в тендерах, победить в конкурсе, если она ограничится лишь минимальными затратами? Да, уверена главбух Ольга Васильева: "Ничего сложного в подборе документов для заявки нет. Те, кто собирал справки для получения кредита в банке, вполне способны справиться с такой задачей. Мне самой когда-то пришлось столкнуться с этим впервые, причем сроки были очень жесткими. И нашему предприятию это не помешало победить в конкурсе".

Однако подобного оптимизма не разделяет Олег Паршин, консультант по организации и проведению конкурсов, преподаватель Института госзакупок им. А.Б. Соловьева при Государственном университете - Высшей школе экономики. "Первый блин обычно выходит комом, - считает Олег Анатольевич. - Я занимаюсь конкурсами с 1997 года, и на моей памяти фирма-дебютант, которая не нанимала профессиональных консультантов, победила всего один раз. Кстати, позже выяснилось, что в той фирме работали выпускники Института госзакупок".

Где соломки подстелить

От каких промахов специалист может предостеречь организацию? Олег Паршин считает, что наиболее распространены три ошибки: позднее включение в конкурсную гонку, пассивное поведение в ходе конкурса и слабое знание законодательства.

"Нередко фирмы подают заявку чуть ли не за полчаса до крайнего срока приема документов. Соответственно любая погрешность в поданных бумагах исключает организацию из состава участников - ведь исправить уже ничего нельзя. Беда в том, что многие организации используют на подготовку документации не все 45 дней, которые закон отводит на прием заявок, а решают участвовать в конкурсе только за 15-20 дней до окончания приема документов", - пояснил Олег Анатольевич.

Две другие ошибки - пассивность в ходе конкурса и незнание законодательства - практически полностью лишают участников шансов на победу, считает преподаватель Института госзакупок. "Конечно, если бы конкурсы организовывали кристально честные профессионалы, то фирма, предлагающая качественный товар по низкой цене, могла бы ни о чем не беспокоиться после того, как подана заявка", - сказал Олег Паршин. Однако, по его словам, во-первых, иногда конкурс "делается" под конкретную фирму, а во-вторых, нередко безграмотные организаторы неправильно оформляют документы и ведут процедуру. Естественно, в первом случае добросовестным, но пассивным участникам не на что рассчитывать с самого начала. А во втором случае честная организация хоть и имеет шансы на победу, но рискует столкнуться с тем, что победа после состязаний будет аннулирована.

"Если проигравшие фирмы обратятся к специалисту, он найдет способ грамотно оспорить итоги конкурса. Например, часто конкурсная комиссия не аттестована должным образом. Слабо подкованный участник просто не обратит на это внимания. А между тем суды уже признавали конкурсы несостоявшимися именно из-за отсутствия у организаторов аттестации. Поэтому, прежде чем ввязываться в бой, надо досконально изучить соответствующее законодательство* и активно указывать организаторам на предвзятость или неумышленные просчеты", - напутствовал конкурсантов Олег Паршин.

* - Федеральный закон от 06.05.99 № 97-ФЗ; Указ Президента РФ от 08.04.97 № 305; постановление Правительства РФ от 26.09.97 № 1222; региональные и местные законы и нормативные акты, регулирующие государственные закупки.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль