text
Газета

Берем в актив товарный знак

  • 12 октября 2004
  • 388

Признать = амортизировать

То, что исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам, не вызывает у специалистов Минфина сомнений. Однако они считают, что если товарный знак организации не используется при производстве и реализации товаров (работ, услуг), то начисленную по нему амортизацию нельзя учесть при расчете налога на прибыль (письмо от 29.07.04 № 07-05-14/199). Такой вывод сделан на основании пункта 3 статьи 257 НК РФ, в котором дано определение нематериального актива.

Цитируем закон:

«...Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)...»

Пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ

Но минуточку! В этой норме кодекса речь идет о правилах признания актива нематериальным, а не о возможности отнесения начисленной по нему амортизации на расходы. Если нематериальный актив не используется в производстве и реализации товаров, работ или услуг, то он изначально не может быть признан таковым. Следовательно, и амортизация по нему не будет начисляться.

Использовать можно по-разному

Итак, мы выяснили, что если объект признан для целей налогообложения прибыли нематериальным активом, то амортизация по нему учитывается в составе расходов. Поэтому, как и раньше, главным вопросом остается факт признания актива нематериальным. Давайте разберемся, при соблюдении каких условий товарный знак можно смело отнести в состав нематериальных активов и начислять по нему амортизацию. Таких условий всего три.

Первое - нематериальный актив должен приносить организации экономические выгоды.

Второе условие - наличие документов, подтверждающих существование нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе охранные документы). Для товарного знака охранным документом является свидетельство о его регистрации (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Только при наличии такого свидетельства товарный знак признается нематериальным активом.

И наконец, третье и самое спорное условие - использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).

В том случае, когда товарный знак присутствует на изготавливаемой продукции, вопросов не возникает. Ясно сразу - он непосредственно используется в производстве. А как быть в том случае, когда организация, например, не наладила выпуск продукции, а товарный знак уже зарегистрирован?

Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, что подразумевается под «использованием товарного знака». Для этого обратимся к закону о товарных знаках. Оказывается, организация может использовать товарный знак не только на продукции, для которой он был зарегистрирован. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Но только при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или упаковках (п. 1 ст. 22 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1). Неиспользование товарного знака на продукции из-за того, что ее выпуск еще не начат, вполне можно считать уважительной причиной.

Затраты же на проведение, к примеру, рекламной кампании по товарам, производство которых еще только налаживается, являются расходами, связанными с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, товарный знак можно признать нематериальным активом и до начала производства.

Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы. Так, специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России заверили корреспондента «УНП», что при наличии свидетельства о регистрации товарного знака и использовании его в деятельности организации проблем с признанием товарного знака нематериальным активом не возникает.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.