С завтраком или нет?

656
Гостиницы категории "три звезды", ориентированные в основном на командировочных, сталкиваются с нежеланием гостей оплачивать завтрак. Здесь встает вопрос о соблюдении норм закона о защите прав потребителей: насколько правомерно включать в стоимость проживания питание? Чтобы избежать конфликтов, многие гостиницы предлагают завтрак как дополнительную услугу. В этом случае придется отслеживать, воспользовался гость этой услугой или нет.

Аргументы в поддержку гостиниц

Включать стоимость завтрака в цену проживания или нет - вопрос ценовой политики гостиницы.

Правила оказания гостиничных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490, далее - Правила) предусматривают наличие услуг, входящих в стоимость проживания, и дополнительных услуг. Так, согласно пункту 4 Правил, исполнитель обязан своевременно представлять потребителю необходимую информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. А именно: перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере), перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.

Таким образом, гостиница, формируя стоимость проживания с учетом питания, определяет стоимость не дополнительной услуги, а услуги, входящей в стоимость проживания. Можно провести аналогию с пользованием холодильником или телевизором, которые входят в стоимость проживания в номере, и никто не рассматривает их как дополнительную услугу.

Поэтому если гостю не нравится, что гостиница предлагает ему проживание с учетом питания, то в таком случае гость вправе отказаться от предоставляемых услуг и выбрать гостиницу, которая будет соответствовать его представлению об услугах.

Доводы потребителей

Вместе с тем пункт 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Таким образом, гость вправе предъявить претензию о том, что услугу по проживанию он может приобрести только если заплатит за питание. А в случае предъявления такой претензии гостиница должна будет вернуть стоимость завтрака, то есть продать номер по стоимости, уменьшенной на сумму завтрака.

Во избежание конфликтных ситуаций с клиентами некоторые гостиницы составляют два прейскуранта цен на услуги гостиницы: с учетом питания и без учета питания.

Разный учет питания

В зависимости от того, включается завтрак в стоимость номера или же предоставляется как отдельная услуга, различается и порядок учета оплаты, поступившей за питание.

Если гостиница включает завтрак в стоимость проживания, то независимо от того, ел гость или не ел, стоимость питания не возвращается, а услуга считается оказанной. Следовательно, гостиница зачисляет стоимость завтрака в выручку от оказания гостиничных услуг как для бухгалтерского, так и для налогового учета (п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", ст. 249 НК РФ).

Если гостиница предоставляет завтрак как дополнительную услугу, то ей необходимо отслеживать посещение гостей для учета тех, кто оплатил стоимость завтрака, однако им не воспользовался.

Выручки от реализации услуги в данном случае не возникает ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 1 ст. 39, ст. 249 НК РФ). В такой ситуации у гостиницы образуется аванс на сумму не оказанной гостю услуги. Для целей бухгалтерского учета он должен быть учтен по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Авансы полученные".

Если образовавшаяся переплата не востребована гостем при выезде или в течение трех лет, то по истечении трех лет аванс будет списан во внереализационные доходы как кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ, п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 18 ст. 250 НК РФ).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль