Далеко ли от недоимки до банкротства?

448
Налоговикам неожиданно вернули почетную обязанность - президент доверил им представлять интересы государства в делах о банкротстве. Кроме того, недавно поменялся сам механизм возбуждения этой процедуры. Так в каких случаях и в каком порядке налоговики могут добиться того, чтобы налогоплательщик был признан несостоятельным?

Потеря статуса министерства в результате реформы исполнительной власти восполнилась для налоговых органов прибавлением полномочий. К ним в соответствии с указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 перешли функции упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству по представлению интересов государства в сфере банкротства (абз. 3 п. 14 указа).

Для налоговиков эта деятельность в принципе не нова - они участвовали в банкротствах от имени государства еще во времена действия первого в стране закона "О несостоятельности (банкротстве)" (от 08.01.98 № 6-ФЗ). Причем делили эти полномочия все с той же ФСФО России. Однако этот тандем продолжался недолго. Новый закон о банкротстве (от 26.10.02 № 127-ФЗ) отнял у налоговиков "банкротные" полномочия. И вот теперь ситуация снова изменилась: органом, уполномоченным представлять интересы государства при банкротствах, назначено налоговое ведомство. Чем это обернется для налогоплательщиков?

Причины для "заявы"

Отстаивая интересы бюджета, налоговые органы вправе инициировать процедуру банкротства налогоплательщиков-должников, вступать со своими требованиями в уже начатые процедуры, участвовать в собраниях кредиторов и голосовать по тем или иным вопросам о судьбе должника.

Наибольший интерес представляет ситуация, когда налоговые органы сами начинают банкротство. Как и любой другой кредитор, они вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Сделать это можно, конечно, при наличии признаков банкротства. Для организации это просроченная в течение трех месяцев задолженность по налогам и сборам на сумму не менее 100 тыс. рублей. А для предпринимателей - просроченная в течение трех месяцев задолженность не менее 10 тыс. рублей, превышающая стоимость их имущества. И хотя при определении признаков неплатежеспособности в расчет берется только основная сумма долга, а задолженность по пеням и штрафам не учитывается (ст. 4 закона № 127-ФЗ), суммы все равно получаются довольно небольшие. И шанс задолжать их бюджету весьма велик. А если еще учесть тот факт, что для начала процедуры банкротства налоговикам не надо подтверждать размер задолженности в суде - им достаточно лишь собственного решения об этом (п. 2 ст. 41 закона № 127-ФЗ), то шанс попасть под банкротство возрастает многократно. Заметим, что обычный, "коммерческий", кредитор может обратиться в суд с заявлением о банкротстве только если имеет на руках решение суда, подтверждающее факт и размер задолженности.

На старт, внимание...

Порядок направления налоговиками "банкротных" заявлений в суд определен в недавнем постановлении Правительства РФ от 29.05.04 № 257. Этот документ предписывает налоговикам работать быстро: через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) после направления судебному приставу постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника инспекция должна принять решение о направлении заявления о банкротстве в суд.

Такое же решение должно быть принято и после получения уведомления о задолженности налогоплательщика от иных органов, представляющих государство, например таможни или внебюджетных фондов. В этом случае на принятие решения отведено 30 дней с момента получения уведомления. И еще в течение пяти дней соответствующее заявление должно быть подано в суд.

А можно ли избежать банкротства, если решение уже принято, но заявление в суд еще не направлено? В правительственном постановлении № 257 есть ответ и на это. Налоговики обязаны отложить направление заявления в суд, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что налогоплательщик взыскивает с контрагентов дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом. Такими документами могут быть, например, исковое заявление о взыскании долга с подтверждением направления его в суд или определение суда о назначении дела к слушанию. Кроме того, потребуется представить график погашения налогоплательщиком своего долга перед государством.

А вот обжалование самого требования об уплате налогов (в суд или в вышестоящий налоговый орган) безусловной приостановки процедуры банкротства не влечет. Хотя постановление № 257 все же разрешает налоговикам в таком случае приостановить передачу "банкротного" дела в суд. Приостановка может длиться до рассмотрения заявления (жалобы) должника, но не дольше двух месяцев.

Еще одно основание для обращения налоговиков в суд с заявлением о банкротстве предусмотрено Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В статье 60 этого закона сказано, что налоговики обязаны начать процедуру банкротства, если получат от судебного пристава уведомление об аресте недвижимого имущества, сырья и материалов, оборудования и других основных средств налогоплательщика, участвующих в производстве.

Шансы принятия решения

Как видно, по вновь утвержденной процедуре вопрос об обращении в суд решается не выборочно, а в отношении каждого должника и в четко оговоренные сроки. Но значит ли это, что налоговики поставят банкротства на поток? На самом деле по новому закону государству не очень выгодно банкротить хозяйствующих субъектов, и вот почему.

Прежний закон предусматривал пять очередей кредиторов, в которой интересы государства занимали четвертое место, а все прочие "коммерческие" кредиторы - пятое. Поэтому у государства был значительный шанс получить задолженность за счет имущества должника. Ведь, как правило, требования кредиторов трех первых очередей (долги в результате причинения вреда, по заработной плате, а также обеспеченные залогом обязательства) весьма незначительные.

Теперь же очередей всего три, и государство оказалось в составе последней, третьей, наряду с прочими кредиторами (ст. 134 закона № 127-ФЗ). Соответственно и имущество должника по завершении банкротства придется делить между всеми кредиторами пропорционально заявленным требованиям. В такой ситуации вероятность полного расчета с бюджетом гораздо ниже.

Есть и еще один ощутимый момент, который помешает налоговым органам банкротить несостоятельных налогоплательщиков. Статья 227 закона о банкротстве разрешает подавать заявление в отношении отсутствующих должников только тогда, когда есть средства для финансирования процедур банкротства. На сегодняшний день единственный, пожалуй, источник таких средств - это имущество самого должника. А в отношении налогоплательщиков, место фактического нахождения которых неизвестно, как правило, отсутствуют и сведения о каких-либо активах.

Голосование

Если же процедура банкротства возбуждена, то налоговики имеют право присутствовать на собраниях кредиторов и участвовать в принятии решений о делах должника (ст. 12 закона № 127-ФЗ). Количество голосов, которыми они смогут распоряжаться, определяется пропорционально заявленным им требованиям по уплате обязательных платежей, учтенным в реестре. Поэтому налоговики, как и прочие кредиторы, тоже нуждаются в признании их требований и включении в общий реестр, который ведет арбитражный управляющий (подробнее см. "УНП" № 9, 2004, стр. 12 "Как попасть в реестр к банкроту").

Размер задолженности определяется по данным не только налоговых, но других органов власти, которые обязаны представлять налоговикам такую информацию в недельный срок после получения их запроса. Эта суммированная и внесенная в реестр задолженность и берется при расчете голосов государства. При этом пени и штрафы во внимание не принимаются. Не участвуют в расчете и текущие платежи - задолженность, сформировавшаяся уже после возбуждения дела о банкротстве. Зато такие долги погашаются прежде всех очередей.

Один из наиболее важных вопросов собрания кредиторов - выбор дальнейшей процедуры банкротства, следующей за наблюдением (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение). И при решении этого вопроса налоговая служба не свободна в своем выборе. Голосуя за ту или иную процедуру, она должна учитывать мнение органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления (п. 16 постановления Правительства РФ № 257). Причем если позиция этих органов обеспечена поручительством, то налоговики обязаны проголосовать именно за те процедуры, на которых настаивают власти.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль