Последний месяц МНС. Чего ждать бухгалтеру?

391
В предпоследний день июня президент России подписал закон, который, по сути, прекращает полномочия Министерства РФ по налогам и сборам. Его права и обязанности распределяются между другими ведомствами. Чего от всех этих перипетий ждать налогоплательщикам?

К сведению

Закон № 58-ФЗ специально оговаривает, что все акты, принятые органами исполнительной власти (а к ним относится и МНС России) на день вступления в силу этого закона, продолжают действовать вплоть до их официальной отмены. Это означает, что все приказы, инструкции, методички и т.п., изданные МНС, будут действовать и после 3 августа.

Точно так же будут иметь законную силу и все решения (о проведении проверки, представлении документов, привлечении к ответственности и т.п.), принятые МНС до реорганизации. Поэтому налогоплательщики обязаны их исполнять.

Федеральный закон № 58-ФЗ, подписанный президентом 29.06.04*, является логическим продолжением нашумевшего мартовского указа президента № 314 (от 09.03.04). Этим указом, напомним, введена новая система органов исполнительной власти. Затрагивали изменения и интересы налогоплательщиков. Ведь, по замыслу президента, МНС России подлежало преобразованию в Федеральную налоговую службу (ФНС) и должно подчиняться Минфину России. Кроме того, в результате такого преобразования налоговики лишались весьма существенной части своих полномочий. Однако все эти изменения, опять-таки согласно указу № 314, должны были вступить в силу только после внесения изменений в Налоговый кодекс**.

И вот эти изменения внесены. Но вступают в силу они только 3 августа, когда истечет месяц со дня официального опубликования закона № 58-ФЗ.

Что в имени тебе моем...

Но прежде, чем переходить непосредственно к изменениям, необходимо несколько слов сказать о терминологии, используемой законодателем. Здесь больших сюрпризов не произошло. По тексту Налогового кодекса Федеральная налоговая служба будет именоваться уже знакомым словосочетанием "налоговые органы". Правда, законодатель решил подстраховаться и прямо в НК РФ ни разу не упомянул о ФНС. Речь везде идет лишь о "федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области налогов и сборов". Такой подход исключает необходимость вносить в НК РФ изменения каждый раз при смене официального названия налогового ведомства. Но так как сегодня таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба, то под налоговыми органами надо понимать именно ее.

А вот когда в кодексе речь идет о полномочиях финансовых органов, то в тексте прямо говорится о Минфине России и его территориальных подразделениях. Так что определить, о каком именно органе идет речь в той или иной статье, достаточно просто.

Кто что разъясняет

Пожалуй, самые значительные изменения произошли в части полномочий по разъяснению налогового законодательства. Напомним, что по указу № 314 эти функции должны быть распределены между налоговиками и Минфином. Однако законодатель подошел к этому вопросу весьма творчески. В результате определить, какое ведомство должно давать пояснения по самым острым вопросам - надо или не надо платить налог в той или иной ситуации, а если надо, то как это делать, очень сложно.

Дело в том, что, согласно новой редакции статьи 21 НК РФ, от специалистов Минфина налогоплательщик имеет право получить "разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". А от сотрудников Федеральной налоговой службы можно получить в том числе и письменную информацию "о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов". Вот и получается, что, например, вопрос о необходимости уплаты НДС при субарендных операциях, поднятый нами в рубрике "Письмо недели" на стр. 16 этого номера, можно с равным успехом адресовать как в ФНС, так и в Минфин. Ведь он, с одной стороны, является "вопросом по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", а с другой - касается непосредственно исчисления и уплаты налога. То есть формально находится в компетенции обоих ведомств.

Так что возьмем на себя смелость утверждать, что и после трансформации МНС за налоговиками сохранится право вести разъяснительную работу. Точно такого же мнения придерживаются и в самом МНС. Вот как нам прокомментировал ситуацию руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян:

- За ФНС России все-таки остается право давать разъяснения, связанные с исчислением и уплатой налогов. А Минфин России будет иметь право координировать наши действия. Каким именно образом Минфин будет контролировать нашу разъяснительную работу, определится в ближайшее время.

Здесь заметим, что в новой редакции НК РФ ни слова не говорится о праве Министерства финансов отменять решения ФНС. В статье 31 НК РФ сказано лишь о возможности вышестоящего налогового органа отменить решение нижестоящего. А Минфин, напомним, налоговым органом не является.

Вряд ли получится здесь применить и норму указа № 314, который разрешает министерствам отменять незаконные решения служб. Дело в том, что в указе есть специальная оговорка: такое возможно, если законодательством не установлен иной порядок отмены решения. А в НК РФ есть целый раздел, посвященный обжалованию решений налоговых органов. И в нем право на жалобу в министерство не предусмотрено. Решения налоговиков предписано обжаловать опять-таки в вышестоящий налоговый орган или в суд. Так что повлиять на разъяснительную работу ФНС Министерство финансов может только лишь косвенно.

И еще один спорный момент. Закон № 58-ФЗ исключил упоминание о налоговых органах из статьи 111 НК РФ, освобождающей от ответственности налогоплательщиков, которые руководствовались официальными разъяснениями. Теперь там названы лишь финансовые и "иные уполномоченные" органы. И хотя кодексом налоговые органы уполномочены давать разъяснения, добиться права на освобождение от ответственности при выполнении разъяснений налоговиков будет сложно.

Методички, инструкции, декларации

Следующий блок вопросов, по которым произошли существенные изменения, касается порядка издания различного рода документов. Первым делом отметим, что налоговики в последнее время недаром отменяли свои методички. Дело в том, что в новой редакции НК РФ больше нет упоминания даже про возможность издания таких документов. Все полномочия по изданию нормативных (то есть общеобязательных) актов закон № 58-ФЗ отдает Министерству финансов. Причем, как и прежде, эти акты не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.

Что же касается ФНС, то новая редакция пункта 2 статьи 4 НК РФ (где раньше и говорилось про возможность издавать методички) содержит прямой запрет на издание налоговиками каких-либо нормативных актов.

Отобрали у налоговиков и полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и инструкций по их заполнению. Все эти полномочия, согласно новой редакции статьи 80 НК РФ, также переданы Министерству финансов. Причем теперь в кодексе речь идет не об инструкциях по заполнению деклараций, а об утверждении порядка их заполнения. Так что не исключено, что в ближайшее время инструкции по заполнению деклараций постигнет та же участь, что и методички.

Сосредоточимся на проверках

Основной же функцией перерожденного МНС будет контроль. И надо заметить, что для этого у налоговых органов осталось достаточно полномочий. Более того, в некоторых случаях полномочия налоговиков даже расширены. Например, новая редакция НК РФ дает налоговым органам право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Заметим, что сегодня таким правом наделен Минфин.

Как и прежде, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки, затребовать необходимые документы, проводить осмотры и инвентаризации. Правда, порядок проведения такой инвентаризации должен будет утвердить Минфин. Естественно, что у ФНС сохранится право принимать решения по результатам проверок. Причем формы всех документов, необходимых для законного проведения проверки, ФНС будет утверждать сама.

Не лишились налоговые органы и права требовать от налогоплательщиков уплаты недоимки и пеней, а также права взыскивать с них эти суммы. Причем и здесь Федеральная налоговая служба вправе сама разработать формы нужных документов.

Остается за налоговиками и регистрационная функция. Как и прежде, они будут осуществлять постановку на налоговый учет и вести реестр налогоплательщиков. Для этого им дано право утверждать формы заявлений и уведомлений о постановке на налоговый учет. Так что в этой части мало что изменится.

* - Опубликован в приложении "Официальные документы" № 24, 2004.

** - Подробнее об этом см. "УНП" № 10, 2004, стр. 2-3.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль