Покупатель против недостатков

412
В рубрике "Сам себе юрист" мы начинаем серию публикаций, призванных стать справочным пособием для покупателя, который получил товар с недостатками. Сегодня мы расскажем о мерах, которые надо предпринять при обнаружении недостатков.

Права зависят от нарушения

Что может потребовать покупатель, если переданный ему товар не соответствует договору? Это зависит от того, что именно нарушено. Например, товар передан в меньшем количестве, чем было обусловлено. Тут покупатель может отказаться от всей партии с возвратом оплаты, а может принять товар и потребовать недостающий (п. 1 ст. 466 ГК РФ). Если же, наоборот, товара передано больше, то покупатель должен принять часть, соответствующую договору, а об излишке сообщить продавцу, чтобы тот распорядился им (п. 2 ст. 466 ГК РФ).

А если товар некачественный, можно настаивать на соразмерном уменьшении цены, устранении недостатков или возмещении своих расходов на их устранение (п. 1 ст. 475 ГК РФ). Но если недостатки существенные, можно отказаться от договора с возвратом аванса либо потребовать замены товара. При этом существенными являются такие недостатки, которые нельзя устранить вообще или без несоразмерных расходов (затрат времени), либо которые выявляются неоднократно или появляются снова после устранения.

При нарушении условия о комплектности покупатель вправе требовать уменьшения цены или доукомплектования. А если продавец этого не выполнит - замены или же вовсе отказаться от договора (ст. 480 ГК РФ). Допускается отказ и в случае нарушения ассортимента - при этом можно отказаться как от всего товара, так и от части, не соответствующей договору, или потребовать заменить ее (ст. 468 ГК РФ).

Позаботимся о доказательствах

Если у покупателя есть право на отказ от товара, то он может не подписывать накладные или другие сопроводительные документы. Но зафиксировать недостатки документально нужно обязательно. Акт об обнаружении недостатков составляет комиссия, образованная приказом руководителя. В состав комиссии можно пригласить представителя, не состоящего в штате предприятия. А если есть возможность, то нужно позвать и представителя продавца. Если же покупатель сам проводит приемку, то можно провести фото- или видеосъемку, чтобы заручиться дополнительными доказательствами.

Как нужно составлять акт? Правила приемки товара по количеству и качеству, в том числе и актирования недостатков, содержат инструкции № П-6 и П-7 (утверждены постановлениями Госарбитража при СМ СССР от 15.06.65 № П-6 и от 25.04.66 № П-7). Ими предусмотрены сроки, порядок составления акта и его обязательные реквизиты. Но применяются инструкции лишь тогда, когда это прямо указано в договоре.

В других случаях акт нужно составлять в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом нужно позаботиться, чтобы он соответствовал признакам первичных документов. Поэтому лучше для этих целей применять форму ТОРГ-2 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).

Если же покупатель все-таки решил подписать накладные, то в них нужно сделать отметку о несоответствии товара условиям договора и актировании. Акт вместе с сопровождающими товар документами передается в бухгалтерию, но товар на баланс не приходуется.

Пунктуальность - вежливость комиссии

Принимая товар, покупатель обязан его проверить. И сделать это надо в сроки, указанные в инструкциях или договоре. Иначе можно лишиться права на предъявление претензии. Например, согласно инструкции № П-7, товар при иногородней поставке должен быть проверен в течение 20 дней, при одногородней - в течение 10 дней. В этот же срок должны быть выявлены и зафиксированы актом недостатки качества и комплектности. Но в то же время торговые организации в течение гарантийного срока могут актировать недостатки качества или комплектности, обнаруженные при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товара. И на выявление скрытых недостатков, которые нельзя обнаружить при обычном осмотре, инструкция отводит тоже четыре месяца.

Когда же инструкции не применяются, выявить и актировать недостатки, а также направить продавцу претензию покупатель сможет в течение гарантийного срока. Если, конечно, более короткий срок не установлен договором.

Покупатель против недостатков

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль