ПИСЬМО НЕДЕЛИ. О доставке и "вмененке"

500

"...В "горячей линии" 45-го выпуска "УНП" за 2003 год прочитали такое разъяснение: если продавец сам доставляет продукцию покупателям, то кроме налогообложения ее реализации он должен перейти на "вмененку" по деятельности "оказание транспортных услуг". А мы торгуем в розницу и тоже отвозим товар покупателям. Счет на доставку не выставляется и не оплачивается, а расходы по содержанию транспорта входят в цену товара. И что же нам теперь - платить второй ЕНВД?.."
В.Н. Бурков, г. Игмас Вологодской обл.

Разъяснение, вызвавшее сомнение нашего читателя, было дано в "горячей линии" по упрощенной системе налогообложения консультантом отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой политики Минфина России Валентиной Константиновной Мареевой ("УНП" № 45, 2003, стр. 6).

Заметим, что Налоговый кодекс по данному вопросу разъяснений не дает вообще. Подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ говорит лишь, что оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов при условии эксплуатации не более 20 машин подпадает под ЕНВД. Про то, приравнивается ли к этому виду деятельности доставка товаров продавцами, в НК РФ не сказано ни слова.

Специалисты отдела налогообложения прибыли (дохода) УМНС России по Московской области дали по этому поводу такие разъяснения:

- "Вмененка" будет применяться в зависимости от того, является ли транспортировка в данном случае отдельным видом деятельности или нет. А это можно узнать с помощью Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст). Им предусмотрено, что оптовая торговля, за исключением торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, включает в том числе и доставку товаров. Значит, доставка при осуществлении такой торговли не будет самостоятельной услугой. А для других видов торговли этого не предусмотрено.

Поэтому при рознице или оптовой торговле автотранспортом и мотоциклами надо вести отдельный учет транспортных услуг и платить ЕНВД.

***

Опрошенные же нами независимые эксперты высказали иную позицию. Так, Елена Видимкина, аудитор ООО "Консалтинговая компания "Эскорт XXI"", считает, что при отсутствии договора перевозки о "вмененке" не может быть и речи:

- Система ЕНВД может применяться в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. А эта деятельность должна осуществляться на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (ст. 785 ГК РФ). В данном же случае договора нет. Соответственно услуги по перевозке не оказываются и базы для исчисления единого налога не возникает. Если транспортировка включена в цену товара и не выделена в документах, то почвы для спора с налоговиками нет. И это справедливо как для оптовой, так и для розничной торговли.

***

А Сергей Кардаш, руководитель департамента налогов и права компании "Energy Consulting", отстаивает интересы налогоплательщика с использованием Общероссийского классификатора услуг населению:

- В статье 346.26 НК РФ среди видов деятельности, в отношении которых применяется "вмененка", названы и автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Но чтобы у организации возникла обязанность перейти на ЕНВД, такая деятельность должна осуществляться именно как отдельный вид. Услуги квалифицируются как автотранспортные в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163). А в нем транспортные услуги определены как перевозка грузов автомобильным транспортом. Но на такую деятельность нужна лицензия (постановление Правительства РФ от 10.06.02 № 402).

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации организация не занимается оказанием транспортных услуг. Основной вид ее деятельности - торговля, а не транспортировка.

Это подтверждает и тот факт, что расходы по содержанию автотранспорта включены в стоимость товара, а не отражаются отдельной строкой в расчетных документах. Поэтому в данном случае организация не обязана переходить на ЕНВД.

***

Поддержала коллег и Юлия Межникова, налоговый консультант ЮБ "В ваших интересах":

- В рассматриваемой ситуации организация не оказывает автотранспортных услуг по перевозке грузов. То есть ее действия по доставке товаров самостоятельным видом деятельности не являются. Ведь стоимость транспортных услуг с контрагента отдельно не взимается. А значит, организация не получает дохода от транспортировки. Следовательно, и налоговой базы в этом случае не образуется. Доставка здесь - всего лишь одно из условий договора, не предусматривающее отдельной платы. Поэтому нет никаких оснований облагать эту деятельность единым налогом.

Для торговой организации расходы на доставку товара - это часть нормального сервиса, так же как и хранение, погрузка, разгрузка, иногда упаковка и другие вспомогательные операции. Но все же обычную доставку не нужно путать с ситуацией, когда организация одновременно и занимается торговлей, и оказывает транспортные услуги. Разграничить это можно по условиям договора. Если, к примеру, транспортная услуга в договоре названа, ее стоимость выделена, то и доход можно будет посчитать. А значит, можно и сформировать налоговую базу. В такой ситуации претензий налогового органа не избежать.

Комментарий редакции

Согласимся с независимыми экспертами. Действительно, в описанной ситуации налогоплательщик собственно перевозкой товаров не занимается. Доставка товаров покупателям у него - одно из условий договоров купли-продажи, причем условие, прямо допускаемое ГК РФ (ст. 499 ГК РФ). Так что никакого дохода от транспортировки (то есть платы за услугу) организация не получает. А значит, нет важнейшего признака предпринимательской деятельности - систематического получения дохода (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому считать доставку самостоятельным видом предпринимательской деятельности нельзя. Следовательно, нет оснований для обложения перевозки единым налогом на вмененный доход. Причем этот вывод не изменится и в том случае, если в договоре и расчетных документах будет выделена сумма расходов на транспортировку. Повод для претензий со стороны налоговиков может появиться только если в документах фигурирует именно услуга по доставке. Поэтому все затраты по доставке лучше сразу включать в стоимость товара.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль