Скидывать надо умеючи

490
Скидка, пожалуй, самый распространенный на сегодня способ привлечь внимание потенциальных покупателей к товару. Поэтому редкий руководитель избежит соблазна использовать этот способ увеличения оборотов предприятия. На бухгалтера же в таком случае ложится груз оформления скидки.

Подозревается в безвозмездности

По существу любая скидка - это уменьшение продавцом (исполнителем) при определенных условиях заявленной ранее цены на товар (работу, услугу). В связи с этим основной "скидочный" вопрос: не получится ли, что из-за скидки часть товаров покупатель заберет бесплатно? Ведь если ответ будет положительным, то у продавца появится обязанность заплатить со скидки НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ), а у покупателя - включить ее в доход и обложить налогом на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Заметим, что именно к такому выводу подталкивает и официальная позиция МНС России. Так, в письме от 25.07.02 № 02-3-08/ 84-Ю216 сказано, что при неправильном оформлении скидки она будет расцениваться как безвозмездная передача.

Как видим, налоговики весьма непрозрачно намекают, что скидку надо правильно оформить. От себя же добавим, что позаботиться об этом лучше заранее, так как на скидку придется составить далеко не один документ.

Договорились? Запишите

Прежде всего нужно уделить внимание договору. Его надо оформить так, чтобы после применения скидки договорной ценой товара признавалась именно новая цена с учетом скидки. Тогда никакой безвозмездной передачи товара не будет.

Поэтому скидка, влияющая на формирование цены, должна быть отражена непосредственно в договоре. Это условие можно сразу включить в текст, а можно и оформить дополнительным соглашением. Если же договор заключается путем обмена документами, то условие о скидках также может быть согласовано в переписке. Главное - чтобы из корреспонденции явно следовали условия скидки и согласие сторон на ее применение.

Обратите внимание, что формулировать условия скидки можно абсолютно свободно. Ведь все условия договора стороны могут определять по своему усмотрению (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Это в полной мере относится и к цене. Так что какую стоимость товара стороны впишут в договор, по такой покупатель и будет платить за товар. При этом никаких ограничений на предоставление скидок в гражданском законодательстве нет.

Сказанное, однако, не касается розничных торговцев. Дело в том, что при розничной торговле цена должна быть одинаковой для всех покупателей (ст. 426, п. 2 ст. 492 ГК РФ).

За дело берется НК

Однако помимо гражданского законодательства есть еще и налоговое. И налоговики вполне могут усомниться в "скидочной" цене и проверить ее на предмет соответствия рыночной. Здесь напомним, что проверять цену налоговики могут только в четырех случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 НК РФ. Во всех других случаях цену проверить нельзя.

Но даже если договор, предусматривающий скидку, под эти основания попадает, то налогоплательщик может избежать доначисления налогов. И сделать это можно при помощи той же самой статьи 40 кодекса. Ведь, согласно пункту 3 этой статьи, рыночные цены должны рассчитываться с учетом скидок. Иными словами, разница между примененной и рыночной ценой, вызванная обоснованной скидкой, не должна приниматься во внимание.

Более того, НК РФ дает примерный перечень случаев, когда могут применяться скидки. Так, скидки могут быть обусловлены сезонными и иными колебаниями спроса, потерей товарами качества и иных потребительских свойств, маркетинговой политикой. Очевидно, что если налогоплательщик использует скидки, прямо названные в НК РФ, то это значительно снижает риск конфликтов с налоговой. С другой стороны, просто назвать скидку "сезонной" еще явно недостаточно. Для этого понадобится оформить дополнительные документы. И документы эти зависят от вида скидок.

Готовь сани летом

Начнем со скидок, вызванных сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги). Понятно, что прохладительные напитки лучше "идут" летом, чем зимой, а шубы выгоднее продавать осенью, чем весной. Но, несмотря на всю прозрачность ситуации, такие скидки просто необходимо перевести на язык документов. Обычно в таких случаях издается приказ (распоряжение) руководителя организации. В нем и приводится обоснование уменьшения цены на тот или иной товар. Например, в приказе можно написать так: "В связи с вызванными сезонными колебаниями потребительского спроса на товар (указать какой) приказываю установить новую цену на данную продукцию".

Дефекты - на комиссию

Точно так же, приказами, оформляется и еще один вид "скидок в законе" - тех, что обусловлены понижением качества товара. Такие скидки используются, если, например, в процессе транспортировки, хранения или даже реализации продукция потеряла качество, внешний вид или у нее появились какие-либо дефекты. К этой же группе можно отнести и скидки, связанные с истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров. Ведь и в том, и в другом случае продать такие товары по рыночной цене уже проблематично.

В приказе, обосновывающем такую скидку, надо указать, что в силу дефектов продать этот товар по обычным ценам невозможно. И в этом же приказе нужно утвердить состав комиссии, которая должна будет составить акт на уценку товаров по типовой форме № МХ-15 (утверждена постановлением Госкомстата России от 09.08.99 № 66), и установить новую продажную цену.

Маркетинговая политика

А вот последняя (и, надо заметить, самая распространенная) категория скидок, прямо названных в НК РФ, оформляется иначе. Речь идет о скидках, вызванных маркетинговой политикой организации, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов. К таким скидкам обычно относятся индивидуальные, накопительные, бонусные, скидки за досрочную оплату товаров, распродажи товаров и др. Объединяет их то, что предоставляются они с целью завоевания позиций на рынке, а также привлечения новых клиентов.

Такие скидки необходимо закрепить двумя документами: маркетинговой политикой и приказом руководителя. А при распродаже товаров в розницу потребуется еще и третий документ - новый реестр розничных цен, также утверждаемый приказом руководителя.

В документе под названием "Маркетинговая политика организации" надо перечислить все виды скидок, которые организация планирует применять в течение года. Вся его суть должна быть направлена на привлечение клиентов путем предоставления им на правах рекламных акций наиболее выгодных условий сделок.

Составляя этот документ, лучше использовать термины, употребленные в пункте 3 статьи 40 НК РФ. Например, написать, что "данная маркетинговая политика разработана для продвижения новых товаров на рынки сбыта с целью увеличения объема продаж и получения прибыли". Это поможет избежать непонимания с налоговыми органами. Желательно также, чтобы организация обосновала размер применяемых цен или скидок (исходя из размера партии реализованного товара, сроков поставки, условий оплаты и иных факторов).

Маркетинговая политика утверждается руководителем организации, как правило, в начале года. А для придания этому документу большего веса его можно сделать составной частью налоговой учетной политики.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль